Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск инжиниринговой компании «Трансстрой» (входит в строительный холдинг «Трансстрой» Олега Дерипаски) к «Олимпстрою» о взыскании с госкорпорации 1,49 млрд руб, сообщают «Ведомости». Об этом стало известно в пятницу, сам иск был подан 13 декабря.
В 2009 г. «Олимпстрой» выбрал «Трансстрой» генподрядчиком по проектам первой очереди инженерной защиты Имеретинской низменности Сочи, где разместятся основные объекты Олимпиады. Сумму контракта в «Олимпстрое» уточнить не смогли, а по словам представителя «Трансстроя», она составила 2,47 млрд руб., 80% работ уже выполнено.
Но за эти годы «Олимпстрой» скорректировал проект, его стоимость выросла, из-за чего «Трансстрой» понес дополнительные расходы, объясняет суть иска представитель «Трансстроя». Компания требует, чтобы госкорпорация возместила потери.
В «Олимпстрое» иск пока не получили и от комментариев отказались. Близкий к госкорпорации человек считает претензии необоснованными: официально изменения в проект не вносились, а значит, по Гражданскому кодексу все дополнительные расходы несет генподрядчик. Представитель «Трансстроя» с этим не согласен. Он не комментирует вопросы официального изменения первоначального проекта, но компания вела работы только по документам заказчика. «Кроме того, заказчиком были подписаны все документы, фиксирующие объемы выполненных работ по проекту», — отмечает он.
Когда проводился тендер, «Олимпстрой» до конца не понимал, чего хотел, а генподрядчик — на что идет, но надеялся, что «отожмет» заказчика и все равно останется в плюсе, рассуждает федеральный чиновник. Однако и он считает, что шансов у «Трансстроя» немного: «Формально изменения в проект не вносились, а значит, все дополнительные работы и расходы генподрядчика — его проблемы». Изменения в проект рассматривал, но не поддержал набсовет госкорпорации во главе с вице-премьером Дмитрием Козаком, знает сотрудник аппарата правительства: «Есть установка от президента — увеличивать стоимость проекта, который строится за федеральные деньги, только в крайнем случае».
С 2007 г. общие затраты на строительство спортивных и инфраструктурных объектов к Олимпиаде выросли с 320 млрд руб. до 1,4 трлн (см.также врез).
«Олимпстрой» не является заказчиком по большинству проектов, но именно госкорпорация занимается главными стройками, в том числе возведением спортивных объектов. Его «смета» тоже выросла. Если в 2007 г. планировалось выделить «Олимпстрою» в 2008-2014 гг. из федерального бюджета 155,8 млрд руб., то теперь 211,6 млрд. Рост затрат государства, впрочем, связан не только с удорожанием проектов, но и с увеличением самой программы строительства.
Крупнейшие генпорядчики госкорпорации — «Ингеоком» (строит центральный стадион и дворец для фигурного катания), НПО «Мостовик» (хоккейная арена и санно-бобслейная трасса) и «Инжтрансстрой» (дорога в Красной Поляне, третья очередь инженерной защиты Имеретинской низменности).
Федеральный чиновник не исключает, что следом за «Трансстроем» подать иски к госкорпорации могут и другие генподрячики. «У многих итоговые затраты оказались выше планируемых, но шансов получить деньги в суде у них мало по той же причине — официальные изменения в проект не вносились», — отмечает он. Большие дополнительные издержки при строительстве центрального стадиона понес «Ингеоком», однако компания в суд не пойдет, считает собеседник «Ведомостей». В «Ингеокоме» от комментариев отказались. Запросы в «Мостовик» и «Инжтрансстрой» по поводу возможных исков остались без ответа.
Вопрос отношений между заказчиком и подрядчиком в строительстве — один из самых непростых, нужно смотреть контракт между «Олимпстроем» и его контрагентами, отмечает партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский: если там зафиксирована твердая цена, то подрядчикам будет трудно обосновать требования, если же цена могла меняться в зависимости от дополнительных требований, то претензии к госкорпорации могут быть удовлетворены.