Считается, что одними из первых гонять мяч на мотоциклах придумали во Франции. Это произошлов в двадцатых годах, и настолько понравилось, что мотобольные команды начали появляться во всей европе - в Англии, Германии, Бельгии, и др. В этих странах появлялись местные чемпионаты, а в 1933 году состоялась первая международная игра. А в 1936 году создан первый Союз мотобольных клубов.
Первое знакомство нашей страны с мотоболом произошло в 1937 году, когда студенты московского института физкультуры, усевшись на мотоциклы, вышли на футбольное поле. Вскоре, в него уже играли сотни команд от Балтийского моря до Тихого океана, от северных снегов до Грузинских гор и Туркменских песков. Матчи проходили на центральных стадионах - в Лужниках и на Динамо, транслировались по телеканалам, их комментировал сам Вадим Синявский, а в некоторых принимал судейство Юрий Гагарин.
Чемпионат СССР дебютировал в 1965 году, где принимало участие пятнадцать команд из республик РСФСР, Украины, Казахстана, Ленинграда, Латвии, Литвы, Эстонии, Туркмении, Узбекистана, Азербайджана, Киргизии. В самом финале тогда встретились команды из Калмыкии и Карачаево-Черкессии. Первыми чемпионами СССР стали спортсмены команды "Комета" из города Элиста, среди которых были Виктор Кондратенко, Станислав Жук, Владимир Лякушев, Дмитрий Чудиков, Зурган Бадмаев, Владимир Видяшкин.
В 1966 году наша команда по мотоболу "Домбай" вкупе с двумя игроками из "Кометы" впервые приняла участие в международных соревнованиях по мотоболу. Ведущие клубы европейских стран тогда встречались на стадионах Франции и Германии. Домбай смог показать достойную игру: 2 победы, 2 поражения, и ничья.
В 1967 году мотоболисты из СССР впервые выступили в чемпионате Кубка Европы, где смогли выйграть со счетом 1-0 10-кратного чемпиона франции "Камаре". Начиная с того момента, наши спортсмены ценятся как профессионалы мотобола. Они многократно становились обладателями Кубка Европы, а начиная с 1986 года и Чемпионами Европы.
Перестройка и развал СССР крайне негативно отразились на положении дел этого вида спорта в нашей стране. Прекратили выпускать отечественный мотоцикл для мотобола, пришли в упадок спортивные сооружения и организаторы потеряли интерес к его развитию. В том числе, из-за дороговизны экипировки и техники.
Однако, некоторые тренеры и бескорыстные спортсмены все эти годы не прекращали поддерживать этот вид спорта. Они сохранили свои команды, которые продолжали борьбу за медали. Сохранилась и национальная команда, которая не прекращала тренировки и игры. В последние годы, одновременно с играми Чемпионата России, устраиваются соревнования Восточной Европейской лиги соревнований по мотоболу, в которых принимают участие команды из России, Белоруссии и Украины. Чемпионат Европы является главным мотобольным турниром, устраиваемым ежегодно, где принимают участие сборные команды из следующих стран: Россия, Франция, Германия, Беларусь, Украина, Голландия и Литва.
Настоящее мотобола
Сборная команда России вернулась с очередной победой в Чемпионате Европы по мотоболу 2012 года. Матчи с участие команды России были наиболее посещаемы зрителями — не менее 35-40 тысяч болельщиков. Поддержкой развития мотобола занимается Мотоциклетная Федерация России и Национальная Российская Мотоциклетная Федерация.
Правила
Мотобол - это игра в мяч на футбольном поле, где спортсмены передвигаются на мотоциклах. Кроме того, на поле присутствуют Арбитры (3 человека) и пешие вратари. Мяч для игры - увеличенного диаметра 40 сантиметров, касаться можно только ногой, в контакте с мотоциклом и не отрываясь от земли. Зона перемещения вратаря ограничена радиусом в 5 м 50 см. Эту линию нельзя пересекать ни вратарю, ни полевым игрокам. В каждой команде по 5 человек, включая вратаря. Есть возможность замены игроков во время матча. Длительность игры - 2 по 30 или 4 тайма по 20 минут.
Игроки, за исключением вратаря, имеют право перемещаться по всей площади поля, однако им не разрешается проникать во вратарскую площадку, в том числе, касаться ее линии. Центральную линию поля, как в одну, так и в другую стороны, игроки должны переходить только с пасом.
Голкипер может удерживать мяч во вратарской площадке не более 10 секунд.
Атаковать движущегося с мячом игрока можно только параллельно с направлением его движения, причем, только с той стороны, с которой находится мяч.
Запрещены все виды блокировки спортсменов противоположной команды в игре без мяча.
Запрещен отбор мяча колесом мотоцикла.
Мяч, забитый головой засчитывается.
Размеры поля:
- Длина - 85-120 метров
- Ширина - 45-75 метров
- Размер ворот:
- Ширина 732 см,
- Высота 244 см.
- Параметры мяча:
- Круглый, диаметром 38-40 см,
- Вес - 900-1200 гр.,
- Длина окружности - от 119 до 126 см.
- В то время, как футбольный мяч имеет характеристики:
- Вес - 410-450 грамм
- Длина окружности 68-70 см
Игрок может быть наказан:
- свободным ударом;
- штрафным 11-метровым ударом (пенальти);
- замечанием (в устной форме, не более одного раза);
- удалением на 2 минуты (зеленая карточка);
- удалением на 5 минут (желтая карточка);
- удалением до конца игры (красная карточка);
- дисквалификацией по решению арбитров на следующий матч.
Мяч не считается забитым, если удар выполнен из пределом вратарской, или с ее линии, а также, если в момент удара или непосредственно после него один из спортсменов нападающей команды пересек линию этой зоны до фиксации судьей взятия ворот.
Матч выигрывает команда, забившая большее количество мячей в ворота соперника.
Во время игры игроки могут разгоняться до 90 километров в час. Ограничения во возрасту нет, но в среднем - до 40 лет. Стоимость экипировки в среднем состалвяет 7 тысяч евро.
Как ни странно, мотобол не более травмоопасен, чем футбол, хотя со стороны кажется, что после такого падения игрок может серьезно пострадать. Свою роль в данном случае играет обязательная защита: щитки, налокот-ники, шлем, перчатки.
По материалам Википедии, motocafe.ru, motodrive.com.ua