В сознании большинства спорт ассоциируется со стадионами, победами, поражениями и гордостью за любимую команду, но никак не с технологичными офисами современных компаний. В этой статье попытаемся выяснить, могут ли современные спортивные клубы и федерации, владельцы спортивных сооружений и ответственные за развитие физкультуры и спорта органы власти игнорировать информационные технологии.
Эксперт: Востриков Юрий, директор по развитию бизнеса CRM компании НОРБИТ
На сегодняшний день профессиональный спорт настоятельно требует качественного управления на основе последних достижений и актуальных тенденций международного спортивного менеджмента. Так, для поддержания экономической эффективности клубы должны активно работать со своими болельщиками, рекламодателями и спонсорами, министерства и ведомства — контролировать целевое использование средств на подготовку спортсменов и проведение спортивных мероприятий. Разнообразие форматов спортивных событий проявляется и в разнообразии объектов автоматизации в мире спорта. Но обо всем по порядку.
Автоматизация деятельности спортивных организаций
Современные спортивные организации: клубы, ассоциации, федерации — решают целый спектр традиционных и специфических задач управления. Среди первых — управление финансами, складом, закупками и продажами, персоналом и контрактами игроков. Среди вторых — управление подготовкой спортсменов и работой с болельщиками, учет членских взносов, управление спортивной инфраструктурой: стадионами, тренировочными базами, — ведение спортивной статистики.
Технологической особенностью автоматизации спортивных организаций является необходимость стыковки единого информационного пространства клуба, федерации и т.д. с большим количеством сторонних информационных систем, среди которых – внешний портал или Web-сайт клуба, интернет-магазин, системы бронирования или продажи билетов, системы контроля доступа и т.д. И обойтись без такой полной интеграции информационного ландшафта нельзя.
Автоматизация управления объектами спортивной инфраструктуры
Другая грань спорта — специализированные комплексы и объекты недвижимости: стадионы и дворцы спорта, базы подготовки спортсменов, прочие спортивные объекты, — автоматизация управления которыми решает свои задачи. В числе них — управление арендными отношениями, учет заявок на проведение мероприятий, планирование и контроль загрузки элементов инфраструктуры: полей, кортов, залов, катков, — управление работой с рекламодателями и учет рекламных поверхностей.
Автоматизация органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта
Свой вклад в обеспечение государственной и региональной политики в области физической культуры и спорта вносят профильные министерства и ведомства субъектов РФ, городов и районов нашей страны. За счет средств бюджетов всех уровней ведется подготовка юных спортсменов, развивается любительский и профессиональный спорт, проводятся массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия. Неудивительно, что одной из первоочередных задач соответствующих городских, областных, краевых, республиканских органов власти является контроль движения денежных средств в разрезе множества аналитических измерений: спортивных школ, команд, видов спорта, периодов, статьей затрат и т.д. При этом деятельность органов власти в центре и на местах регулируется федеральным законодательством, которое, среди прочего, содержит норму о создании и ведении общероссийской базы электронных спортивных паспортов. Кроме того, комплексная автоматизация спортивных ведомств невозможна без предоставления пользователям инструментов подготовки регламентированной отчетности.
Опыт российских клубов
Безусловно, решение названных выше задач требует мощной технологической поддержки, предполагающей полномасштабное внедрение CRM-систем и интеграционных продуктов.
Конечно, отечественный рынок автоматизации спортивных организаций пока сравнительно невелик, однако, первые результаты, достигнутые российскими интеграторами и профессиональными спортивными клубами, позволяют уверенно говорить о значимости внедрения современных информационных систем в мире спорта.
Проиллюстрируем сказанное несколькими примерами внедрения таких информационных систем в российских профессиональных клубах первой величины.
- Футбольный клуб «Локомотив» (Москва) остановил свой выбор на решении компании «НОРБИТ» на базе Microsoft Dynamics CRM и в результате внедрения смог добиться повышения эффективности работы специалистов по маркетингу и продажам, посещаемости домашних матчей и лояльности болельщиков, роста продаж клубной атрибутики и абонементов, улучшить имидж клуба, а главное — увеличить свои доходы.
- Хоккейный клуб СКА избрал путь создания единой информационной системы на базе Microsoft Dynamics CRM и решил ряд задач сбора и обработки информации о болельщиках, осуществления рассылок, оповещения о событиях клуба и т.д.
Бесспорной целью владельцев спортивных клубов является их развитие. Чтобы уверенно чувствовать себя в элите российского, европейского и мирового спорта, клубам необходима не только поддержка спонсоров, болельщиков и владельцев, но и профессиональное управление, а неотъемлемой частью культуры современного спортивного менеджмента является комплексная автоматизация средствами информационной системы от надежных поставщиков.