Год скандалов, интриг, расследований и прочих элементов информационного фона вокруг «красной машины»
Игорь Ларин за очень короткий срок сумел стать одной из самых одиозных личностей отечественного спорта.
Назначение Ларина состоялось 28 марта прошлого года. Новый руководитель пресс-службы сразу обозначил задачу – «сделать сборную еще более открытой». Вышло ровно наоборот: журналисты, в частности, Сергей Гимаев, стали жаловаться, что у хоккеистов стало почти невозможно взять интервью. Этому можно найти объяснение – Ларин продолжал оставаться сотрудником «Спорт-Экспресса». Тяжело было не воспользоваться служебным положением и объявить информационную монополию. Конфликт с представителями других СМИ был неминуем и не заставил себя долго ждать – уже на чемпионате мира Ларин повздорил с журналистом «Советского Спорта» Павлом Лысенковым. Последний выразил недовольство устраиваемой «клоунадой, которая позорит сборную» и действиями самого Ларина, вмешивающегося в интервью хоккеистов.
Речь, к слову, идет об этом моменте, когда Ларин прерывает ответ Александра Овечкина – звезды мирового хоккея:
Дальше – больше. Отзываться о сборной позволили только в положительном тоне. «За сборную, надеемся, краснеть не пришлось. Чего, увы, не скажешь о телеконферансе матча. На «России-2» работают профессионалы, которые, убеждены, сами во всем разберутся. Однако сборная России настойчиво призывает уважать свою страну, свою сборную и свои традиции.<...> Полагаем, что использование общенационального эфирного времени для самолюбования и самоутверждения, для реализации личных комплексов характерны для стран дремучего непрофессионализма, но никак не для великой спортивной державы. <...> В России, где порой модно заниматься «антираскруткой» и плевать в колодец, пока всё иначе», - так пресс-служба отреагировала на слова комментатора Александра Ткачева о проигранном матче со Швецией на канале «Россия 2».
"Риторика в духе "холодной войны", которую не впервые использует пресс-служба сборной, мне кажется неуместной. Хоккей, как и спорт вообще – это не война и не политика. Комментировать же оценки, выданные на основании телефонных звонков родственников…Знаете, это вообще нелепо. Комментатор описывает происходящее на льду, а не занимается патриотическим воспитанием.Я вам скажу, что комментирую хоккей на телевидении уже больше 15 лет. И не вижу никакого смысла начинать комментировать для чьих-то родственников или друзей, чтобы тем понравилось. Поэтому буду работать так же, как работал", - заявил Ткачев "Советскому Cпорту".
Впрочем, кубок Карьяла был полон жалоб со стороны сборной. Сначала пожаловались на условия проживания в Лександе, сравнив их с пионерским лагерем. Генеральный менеджер сборной Андрей Сафронов даже пригрозил поселить шведов «в Чехове в трудовом профилактории». Сразу же претензия номер два: в меню оказался мексиканский суп и свинина с рисом. И, как говорится, Бог любит троицу: теперь под раздачу попала раздевалка на «Хартвалл Арене», удостоившаяся сравнения с собачьей конурой. О хоккее пресс-служба предпочитала говорить куда реже, создавая иллюзию мирового заговора против России.
Чемпионат мира в Чехии, завершившийся совсем недавно, стал поистине звездным часом для пресс-лужбы ФХР. Официальные заявления пресс-атташе были пропитаны патриотическим "угаром". Обращение к болельщикам сборной в день старта турнира, так сказать, задало тон информационной ауре сборной: «Убеждены, этот шаг был бы невозможен без уважения к своей истории, без любви к, цитируем великого российского поэта, отеческим гробам. <...> Когда хоккейную Европу и прежде всего Россию фактически подводили к самоликвидации, к спортивному «майдану»...»
В целом риторика повторяла официальную пропаганду: весь мир ополчился против нас, нужно стоять за Родину, отсылки к победе в Великой Отечественной войне, 70-летие которой праздновалось как раз во время чемпионата. Но здесь речь должна идти прежде всего о спорте, который, в идеале, должен быть вне политики, и без лишней напыщенности. Обращение, к слову, было позднее удалено с официального сайта ФХР. По словам Ларина, из-за того, что «сайт рухнул».
Если искать врагов, то везде и всюду. Достоянием общественности стала стычка Ларина с журналистом Алексеем Шевченко, якобы без разрешения снимавшем приезд сборной на тренировку. Ларин вместо цивилизованной просьбы прекратить съемку включил режим «быдло», сдобрил агрессивную манеру общения ненормативной лексикой и позволил себе легкое рукоприкладство в отношении журналиста.
Пресс-атташе позднее прокомментировал инцидент, посчитав его «абсолютно нормальной историей, рабочим моментом». Тем удивительнее урок, который он предложил вынести: «Давайте относиться друг к другу по-человечески».
Матч с "идеологическим врагом державы" – США – стал еще одним поводом выплеснуть эмоции. Для начала Ларин прошелся по судьям, напомнив Виннеборгу ошибку в моменте со сдвинутыми воротами на Олимпиаде в матче с теми же американцами. Потом еще больше: по мнению Ларина, матч завершился со счетом 9:9. По мнению пресс-службы команды, после игры в смешанной зоне были востребованы журналистами и остановились семь игроков российской команды и лишь пять - американской. Если бы такие факторы определяли исход матчей, то это был бы другой вид спорта, а скорее совсем даже иной вид деятельности.
Финал турнира также породил очередной "перл". «Нам в первую очередь нужно стать нормальной державой. Как только мы станем нормальной державой, мы еще будем играть, как канадцы», – подытожил представитель сборной Игорь Ларин.
Самую искреннюю оценку работе Ларина выразили хоккеисты сборной, запретившие ему входить в раздевалку уже в первый день чемпионата. Исполком ФХР также признал, что имиджу сборной нанесен серьезный ущерб. Первый вице-президент организации Роман Ротенберг не исключил возможности кадровых перестановок. Вопрос лишь в том, когда они случатся.