Представители двух разных по техническим характеристикам, но очень похожих по желанию работать эффективно ледовых арен рассказали на конференции «Арена Форум 4.0» о способах заработка
Места для звезд
«Арене Балашиха» 12 лет, и она дважды принимала финал Кубка Гагарина. Первый раз это случилось еще в 2010-м году, когда ХК МВД уступил трофей казанскому «Ак Барсу». После этого хоккей высшего уровня надолго покинул город, и в Балашихе регулярно играли только команды Высшей и Молодежной лиг. «Про наши ледовые возможности за эти годы все уже почти забыли, – признает специалист по развитию „Арены Балашиха“ Тимур Басов. – Мы даже использовали план экономии воды и энергии».
«Арена Морозово» начала работать шесть лет назад. Это в первую очередь тренировочный комплекс – соревнования здесь проходят только детские и любительские. Но подход все равно профессиональный: инвесторы комплекса сами играют в хоккей, поэтому стремились создать место, где могут заниматься и начинающие, и элитные спортсмены. «На двух наших больших катках каждое лето тренируются даже суперзвезды: Евгений Малкин, Илья Ковальчук, Кирилл Капризов, – не без гордости говорит директор „Арены Морозово“ Ярослав Кайденков. – А маленькие поля хорошо подходят для малочисленных команд и детей».
Главные доходы
Главная статья доходов обоих спорткомплексов – аренда льда. «Морозово» она приносит более трех четвертей всей выручки. «Арене Балашиха» – чуть больше половины, но в отдельные кварталы этот показатель может превышать 80%.
4 ледовых площадки работают в «Арене Морозово»: два размером 22 × 54 м, а также малые – 18 × 34 м и 11 × 22 м. Для игроков оборудована 21 раздевалка
Конечно, у большой арены шире возможности заработка на предоставлении помещений под мероприятия. В 2018-м эти услуги особенно востребованы оказались в октябре-декабре. За три последних месяца года «Арена Балашиха» заработала на них ₽20,7 млн – четверть всего годового дохода! Лед в этом же квартале принес ₽14,0 млн.
В «Морозово» стараются находить арендаторов, которые не просто будут исправно платить, но и создадут посетителям комплекса комфортные условия. «Первым к нам пришел тренировочный центр Be Like Pro, его площадь более 800 м². Большинство упражнений – на „земле“ и на пластиковом льду. Очень востребованные услуги. Следующий по значимости – магазин „СпортДепо“, где можно полностью экипироваться. Также у нас есть сервис по хранению и чистке хоккейной формы», – перечисляет ключевых соседей Кайденков.
«Арене Балашиха» размеры и расположение около центрального городского парка позволяют вместить больше разнообразных услуг: бокс, танцы и так далее. И конечно, в обоих комплексах функционируют школы хоккея и фигурного катания. В «Морозово» – не только свои, но и с десяток сторонних. «У людей должен быть выбор», – поясняет Ярослав Кайденков.
Нестандартные источники
В Балашихе придумали, как использовать ложи, пока в городе нет большого хоккея. Их превратили в хостел! «Мы сделали из лож номера, в каждом оборудовали ванные комнаты, холодильники и все необходимое», – говорит Тимур Басов. Одно место в комнате на несколько человек с видом на ледовую площадку стоило ₽1 тыс. в сутки. В итоге открывшийся в марте 2018-го хостел до конца года принес арене ₽0,8 млн.
В «Морозово» скоро должен заработать банный комплекс. Едва ли он станет весомым источником дохода, но точно повысит лояльность клиентов. Другая фишка арены – ночные дискотеки. «Они проходят по выходным, – говорит Ярослав Кайденков. – Особенно популярны дискотеки в новогодние праздники – ежедневно собирается по 400 человек. В обычные субботы танцевать приходит 200–300 человек». Дискотеки обеспечивают до 5% загрузки комплекса.
Летом 2018 года у «Арены Балашиха» началась новая жизнь. Подмосковный спорткомплекс приютил «Авангард», который вынужденно покинул родной город из-за аварийного состояния «Арены Омск». Это потребовало дополнительных расходов для выполнения всех требований Континентальной хоккейной лиги. Конечно, резко выросли и доходы. Теперь «Авангард» занимает более 70% помещений арены и имеет право первой ночи при составлении расписания работы основного и тренировочного ледовых полей. Этот опыт уникален, в маленький спорткомплекс его никак не перенести, но в остальном общего у разных площадок немало.
Источник: журнал «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» № 2 (38) сентябрь 2019.