В рамках 10 Всероссийского съезда специалистов спортивно-оздоровительной индустрии и фитнеса состоялся круглый стол «Экономика спортивно-оздоровительной индустрии: поддержка государства и конкурентные преимущества фитнес-клубов» Национального фитнес-сообщества с представителями органов власти. В его работе приняли участие представители Минспорттуризма России – консультант и главный специалист-эксперт отдела пропаганды здорового образа жизни и физической культуры Наталия Малахова и Антон Даниловский, начальник отдела школьного и студенческого спорта Марианна Пуховская, первый проректор МФПУ «Синергия» Владимир Леднев, член Правления АПСИ Андрей Малыгин, генеральный директор VYYKN.RU Дмитрий Киселев, президент FPA Дмитрий Калашников, управляющий фитнес-клубом «Арт-Спорт» Евгений Шатров и другие представители топ-менеджмента фитнес-клубов. Модератором выступила Елена Силина, президент «Национального фитнес-сообщества».
Представителями бизнеса были затронуты вопросы правового регулирования налогообложения спортивно-оздоровительной индустрии, обсуждались конкретные проблемы и были предложены варианты их решения. Участники круглого стола отметили необходимость корректировки законов и постановлений для единообразия отражения в смежных областях права. Было высказано мнение о необходимости создания межведомственной рабочей группы для устранения противоречий в понятийном аппарате Федерального закона о физической культуре и спорте и расширении перечня его субъектов, в том числе организациями, оказывающими физкультурно-оздоровительные услуги населению без последующего проведения соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий.
СБК публикует текст основного доклада, с которым выступил Евгений Шатров.
Евгений Шатров, управляющий фитнес-клубом «Арт-Спорт»:
В Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 г. одной из задач является привлечение населения к здоровому образу жизни. Без взаимодействия с частным бизнесом государству будет очень сложно реализовать указанные в документе показатели, а бизнес без государственной поддержки не сможет создать приемлемых ценовых предложений для широкого круга населения, желающего получать физкультурно-оздоровительные услуги. Государство декларирует некие преференции для физкультурно-оздоровительных организаций. Однако на практике их реализуют лишь единицы. Сегодня организациям в сфере ФКиС необходимо владеть информацией, позволяющей оптимизировать расходную часть бюджета за счет снижения налогов в рамках существующего законодательства РФ. При выборе организационно-правовой формы юридического лица и системы налогообложения, рекомендую учитывать следующие аспекты:
- Размер годовой выручки (при Упрощенной системе налогообложения (УСН) не более 60 млн. руб.)
- Размер расходной части и прогнозируемой чистой прибыли (при высоком уровне расходной части выгоднее выбирать объект УСН «Доходы минус расходы» 15%)
- Объем основных средств (ограничен при УСН)
- Количество сотрудников (ограниченно при УСН) и исполнителей услуг. Соотношение доли индивидуальных предпринимателей, с которыми организация заключает договоры на оказание услуг, и сотрудников, работающих на основании трудовых договоров, должно быть 80% на 20%, с целью снижения для компании размеров взносов в ПФР, ФФОМС, ФСС и увеличения исполнителям размера вознаграждения.
Особое внимание следует обратить на выбор видов деятельности при регистрации организации по ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Их перечень должен быть максимально широким с точки зрения принадлежности к сфере ФКиС для возможного маневра при использовании льготного налогообложения. Минимальный список видов экономической деятельности по ОКВЭД, который необходимо указать при регистрации организации:
92.6 Деятельность в области спорта
92.61 Деятельность спортивных объектов
92.62 Прочая деятельность в области спорта
93 Предоставление персональных услуг
93.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты
93.04 Физкультурно-оздоровительная деятельность
Физкультурно-спортивные организации работающие по упрощенной системе налогообложения «Доходы минус расходы» имеют возможность платить налог менее 15%. Применение такого льготного режима налогообложения, зависит от субъекта РФ, на территории которого компания оказывает услуги. Например, в Москве для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов», оказывающим услуги в области спорта, сумма налога будет составлять 10% (вместо 15%) (на основании Закона г. Москвы от 07.10.2009 №41 Об установлении налоговой ставки).
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, которые предоставляют персональные услуги, занимаются деятельностью, связанной с управлением спортивными объектами, и прочей деятельностью в области спорта, в течение 2012-2013 годов имеют возможность, на основании ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (статья 58), применять следующие тарифы страховых взносов:
Наименование |
2012 год |
2013 год |
Пенсионный фонд Российской Федерации |
20,0% |
20,0% |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
0,0% |
0,0% |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
0,0% |
0,0% |
Компании, выбравшие общую систему налогообложения, в случаях организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, освобождаются от НДС в соответствии с Налоговым кодексом (глава 21, статья 149, пп. 14.1 (введен Федеральным законом от 18.07.2011).
Если организация сдает в аренду спортсооружения для подготовки и проведения спортивно-зрелищных мероприятий, то доход от аренды также не облагается НДС на основании Налогового кодекса (глава 21,статья 149, п3, пп.13).
Кроме вышеизложенного организации, оказывающие физкультурно-оздоровительные услуги безвозмездно или на льготных условиях «отдельным категориям граждан» (детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны - безвозмездно (за счет средств бюджета города Москвы); студентам, обучающимся по очной форме обучения в высших учебных заведениях, финансируемых за счет средств федерального бюджета или бюджета города Москвы, ветеранам боевых действий, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - по льготным ценам) имеют право на субсидии от государства на возмещение недополученной выгоды. Например, в Москве, в соответствии с законом города Москвы о физической культуре и спорте в редакции от 11.01.2012 г., можно полностью покрыть недополученную прибыль (Приложение 2, Постановления правительства Москвы от 21.12.2011г. № 598-ПП «Об утверждении порядков предоставления субсидий организациям, осуществляющим деятельность в сфере физической культуры и спорта»).
Однако сегодня при применении декларированных льгот на практике организации сталкиваются с проблемами. В качестве основных причин можно выделить:
- разброс понятий и неоднозначность их толкования в области физической культуры и спорта и смежных отраслях права;
- противоположные судебные решения по одинаковым вопросам правомерности применения предмета льгот в различных субъектах РФ;
- отсутствие четкого законодательного определения фитнес-услуг. Сегодня этот вид деятельности может быть отнесен к физкультурно-оздоровительным, спортивным, медицинским и т.д.;
- на данный момент льготы в большей степени направлены на профессиональный спорт, в котором итогом тренировочных занятий является соревнование.