4 апреля в Москве в рамках 10 Всероссийского съезда специалистов спортивно-оздоровительной индустрии и фитнеса состоялся «круглый стол» «Национального фитнес-сообщества» с представителями органов власти. В его работе приняли участие представители Минспорттуризма России - консультант и главный специалист-эксперт отдела пропаганды здорового образа жизни и физической культуры Наталия Малахова и Антон Даниловский, начальник отдела школьного и студенческого спорта Марианна Пуховская, первый проректор МФПУ «Синергия» Владимир Леднев, член Правления российской Ассоциации предприятий спортивной индустрии Андрей Малыгин, генеральный директор VYYKN.RU Дмитрий Киселев, президент FPA Дмитрий Калашников, управляющий фитнес-клубом «Арт-Спорт» Евгений Шатров, управляющий сети фитнес-клубов «Зебра» Сергей Савинов, фитнес-директор «Терраспорт Радужный» Сергей Швец, генеральный директор портала OnFit.ru Роман Дубков.
Цель «круглого стола» - обсуждение острых проблем, стоящих перед индустрией спортивно-оздоровительного бизнеса. В своем вступительном слове Елена Силина, президент «Национального фитнес-сообщества», поделилась с аудиторией итогами мониторинга арендных ставок по Москве помещений, пригодных для размещения фитнес-клубов. В рамках заявленной темы: «Экономика спортивно-оздоровительной индустрии: поддержка государства и конкурентные преимущества фитнес-клубов» представителями бизнеса были затронуты вопросы правового регулирования налогообложения спортивно-оздоровительной индустрии, обсуждались конкретные проблемы и были предложены варианты их решения.
Евгений Шатров, управляющий фитнес-клубом «Арт-Спорт», напомнил собравшимся о стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 г., в которой одной из задач является привлечение населения к здоровому образу жизни. По его мнению, без взаимодействия с частным бизнесом государству будет очень сложно реализовать предложенные в документе показатели, а частный бизнес без государственной поддержки не сможет создать приемлемых ценовых предложений для широкого круга населения, желающего получать физкультурно-оздоровительные услуги. Евгений также предложил несколько вариантов оптимизации расходной части бюджета хозяйствующего субъекта в сфере физической культуры и спорта за счет снижения налогов в рамках существующего законодательства РФ.
Начав с азов, докладчик рекомендовал участникам руководствоваться следующими аспектами при выборе организационно-правовой формы юридического лица и системы налогообложения:
- Размер годовой выручки (при Упрощенной системе налогообложения (УСН) не более 60 млн. руб.)
- Размер расходной части и прогнозируемой чистой прибыли (при высоком уровне расходной части выгоднее выбирать объект УСН «Доходы минус расходы» 15%)
- Объем основных средств (ограничен при УСН)
- Количество сотрудников (ограниченно при УСН) и исполнителей услуг.
Шатров рекомендовал соотношение доли индивидуальных предпринимателей, с которыми организация заключает гражданско-правовые договоры на оказание услуг, и сотрудников, работающих на основании трудовых договоров, - 80%/20%, с целью снижения для компании размеров взносов в ПФР, ФФОМС, ФСС и увеличения исполнителям размера вознаграждения.
Концентрируясь в своем докладе на деталях именно физкультурно-оздоровительной сферы, Евгений Шатров особое внимание обратил на выбор видов деятельности регистрируемого юрлица по ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). По его мнению, их перечень должен быть максимально широким с точки зрения принадлежности к сфере ФКиС для возможного маневра при использовании льготного налогообложения. Минимальный список видов экономической деятельности по ОКВЭД:
92.6 Деятельность в области спорта
92.61 Деятельность спортивных объектов
92.62 Прочая деятельность в области спорта
93 Предоставление персональных услуг
93.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты
93.04 Физкультурно-оздоровительная деятельность
Евгений Шатров обратил внимание участников круглого стола, на возможности упрощенной системы налогообложения и налоговые преференции для физкультурно-спортивных организаций. Напомнив присутствующим о вариантах выбора объектов налогообложения: 6% от общей выручки или 15% от разницы дохода и расходов, докладчик отметил, что при выборе УСН «Доходы минус расходы», организация имеет возможность платить налог менее 15%. Применение такого льготного режима налогообложения, зависит от субъекта РФ, на территории которого компания оказывает услуги. Например, в Москве для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов», оказывающим услуги в области спорта, сумма налога будет составлять 10% (вместо 15%) (на основании Закона г. Москвы от 07.10.2009 №41 Об установлении налоговой ставки).
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, которые предоставляют персональные услуги, занимаются деятельностью, связанной с управлением спортивными объектами, и прочей деятельностью в области спорта, в течение 2012-2013 годов имеют возможность, на основании ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (статья 58), применять следующие тарифы страховых взносов:
Наименование
2012 год
2013 год
Пенсионный фонд Российской Федерации
20,0%
20,0 %
Фонд социального страхования Российской Федерации
0,0 %
0,0 %
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
0,0 %
0,0 %
Компании, выбравшие общую систему налогообложения, в случаях организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, освобождаются от НДС в соответствии с Налоговым кодексом (глава 21, статья 149, пп. 14.1 (введен Федеральным законом от 18.07.2011). Если организация сдает в аренду спортсооружения для подготовки и проведения спортивно-зрелищных мероприятий, то доход от аренды также не облагается НДС на основании Налогового кодекса (глава 21,статья 149, п3, пп.13). Кроме вышеизложенного организации, оказывающие физкультурно-оздоровительные услуги безвозмездно или на льготных условиях «отдельным категориям граждан» (детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны - безвозмездно (за счет средств бюджета города Москвы); студентам, обучающимся по очной форме обучения в высших учебных заведениях, финансируемых за счет средств федерального бюджета или бюджета города Москвы, ветеранам боевых действий, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - по льготным ценам) имеют право на субсидии от государства на возмещение недополученной выгоды. Например, в Москве, в соответствии с законом города Москвы о физической культуре и спорте в редакции от 11.01.2012 г., можно полностью покрыть недополученную прибыль (Приложение 2, Постановления правительства Москвы от 21.12.2011г. № 598-ПП «Об утверждении порядков предоставления субсидий организациям, осуществляющим деятельность в сфере физической культуры и спорта»). Однако при применении декларированных льгот на практике организации сталкиваются с проблемами. В качестве основных причин этого Евгений Шатров назвал:
- Разброс понятий и неоднозначность их трактования в области физической культуры и спорта и смежных отраслях права;
- Противоположные судебные решения по одинаковым вопросам правомерности применения предмету льгот в различных субъектах РФ;
- Отсутствие четкого законодательного определения фитнес-услуг. Сегодня этот вид деятельности может быть отнесен к физкультурно-оздоровительным, спортивным, медицинским и т.д.;
- На данный момент льготы в большей степени направлены на профессиональный спорт, в котором итогом тренировочных занятий является соревнование.
В рамках «Круглого стола» также была отмечена необходимость корректировки законов и постановлений для единообразия отражения в смежных областях права. Участниками было высказано мнение о необходимости создания межведомственной рабочей группы для устранения противоречий в понятийном аппарате Федерального закона о физической культуре и спорте и расширении перечня его субъектов, в том числе организациями, оказывающими физкультурно-оздоровительные услуги населению без последующего проведения соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий.