В последние несколько лет отечественный рынок спортивных товаров демонстрировал очень высокие темпы роста – 20-30% в год. Но, как считают эксперты, несмотря на то, что Россия – перспективный канал сбыта спортивной продукции, дальнейший рост продаж во многом зависит от увеличения доходов населения. И это несмотря на то, что сегодня россияне тратят на спортивную одежду и обувь в среднем почти в 30 раз меньше европейцев и американцев.
Ассоциация предприятий спортивной индустрии (АПСИ) оценивает объем розничных продаж спорттоваров за 2009 год в 21,45 млрд рублей. В 2010 году, по данным организации, продажи выросли на 20%. Аналогичные темпы были и в прошлом, 2011, году.
«В последние несколько лет рынок демонстрировал рост на уровне 20-30% в год, – согласна аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина. – Объем российского рынка спортивной одежды и спортинвентаря и снаряжения можно примерно оценить в $4-5 млрд. На наш взгляд, это весьма перспективный рынок».
Тем более, что, по расчетам АПСИ, в среднем один россиянин тратит на спортивную одежду и обувь всего от 150 до 180 рублей. Для сравнения: в США и странах Евросоюза один человек покупает спрттоваров на 150 долларов в год.
Рынок спортивных товаров в мире считается одним из самых крупных. Спортивная индустрия – это одна из наиболее активно развивающихся отраслей мировой экономики. Ее объем оценивается в 200 млрд долларов. 70% предложения на мировом, а также на российском рынке составляет продукция, произведенная в Юго-Восточной Азии под марками мировых брендов. В частности, на долю Китая приходится 65%. Продукция, выпущенная в европейских странах, занимает примерно 15% ассортимента отечественных спортивных магазинов, а произведенная в России – около 10-15%.
Схожие оценки у специалистов ABARUS Market Research. По их данным, на российском рынке ведущее положение занимают китайские производители: доля их товаров достигает 70%, доля продукции европейского производства составляет 15% и почти столько же отечественного производства. Спортивные товары российского производства сейчас слабо представлены на мировом рынке. Российский спортинвентарь может пока составить конкуренцию импортному только по цене.
Универсальные товары
Впрочем, рост продаж спорттоваров не означает, что увеличивается число тех, кто занимается спортом. Как отмечал в прошлом году директор ВЦИОМ Валерий Федоров, интерес к спорту у россиян растет, но в основном «диванный». По его словам, примерно один из двадцати россиян действительно увлечен каким-то видом спорта, занимается им. В основном же люди предпочитают разговаривать о спорте, любят читать спортивные газеты, смотреть разные спортивные трансляции и программы, но это слабо конвертируется в систематические занятия физкультурой.
Анна Мишутина подтверждает эти данные. «Согласно самым разным исследованиям, в России спортом регулярно занимается только около 1-2% населения. Для сравнения: аналогичный показатель в развитых европейских странах в среднем в 5-10 раз выше», – подчеркивает эксперт. Например, в США доля тех, кто регулярно занимается спортом, достигает 40%, а в Германии – 60%.
Половина объема продаж на рынке спортивных товаров приходится на одежду и обувь, а эти товары становятся все более универсальными, приспособленными к любым погодным условиям, и часто их покупают не для занятий спортом, а для повседневной носки. Например, товары для зимних видов спорта занимают до 70% всего этого сегмента. А одежду и обувь для зимних видов спорта многие считают наиболее эффективной защитой от морозов.
По данным исследований, если спортивную одежду и обувь покупает почти каждый второй житель, то товары для зимних видов спорта – всего 4% населения (столько же, сколько тренажеры и спортивные снаряды).
Основной объем спорттоваров из среднего и дорогого ценовых сегментов производится за рубежом. Европейские и американские производители выпускают целые спортивные коллекции, ориентированные на каждый новый сезон.
Канал сбыта
Согласно прогнозам, доходы мировой спортивной индустрии вырастут к 2013 году до $133 млрд. Как считают эксперты, будущее рынка спорттоваров в России связано с общим благосостоянием населения. По оценке МВФ, по уровню жизни (объему ВВП на душу населения) Россия сейчас расположилась в шестом десятке среди всех стран мира.
«На наш взгляд, это направление располагает значительным потенциалом роста, который будет реализован по мере дальнейшего увеличения доходов населения», – отмечает Анна Мишутина.
Повлияют на отечественный рынок спорттоваров и другие факторы. Например, резкий рост цен на хлопок, вызванный неурожаем в Пакистане, Индии и Китае, а также волнениями в Египте. Мировые цены уже выросли на 71%, в результате чего ткани и одежда из хлопка (в том числе и спортивная) подорожают минимум на 20-30%. При этом эксперты отмечают, что для изготовления российской спортпродукции традиционно используется хлопок, импортированный из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. А цены на него жестко привязаны к мировым. Кроме того, ритейлеры озабочены увеличением «ввозной» пошлины, что повлияет на продажи спортивной обуви. А у нас этот рынок на 95% наполнен обувью импортного производства.
Впрочем, и для роста продаж есть немало причин. Во-первых, большое количество потенциальных покупателей. Для сравнения в Германии, где, как считается, самый массовый представительспорттоваров в Западной Европе, живет всего около 80 млн человек. Во-вторых, по мере популяризации спорта и здорового образа жизни будет расти число тех, кто станет заниматься физкультурой регулярно. Таким образом, емкость отечественного рынка спортивных товаров может возрасти в несколько раз. В-третьих, в России представлено не более 30% всего ассортимента спортивной продукции, продаваемой за рубежом.
Поэтому крупные мировые бренды рассматривают нашу страну как весомый рынок сбыта. Так, adidas Group намерена к 2013 году довести объем продаж в России и странах СНГ до 1 млрд евро. Планируется, что в дальнейшем этот показатель будет ежегодно расти более чем на 10%. Эти меры сделают Россию и СНГ одним из трех крупнейших мировых рынков для компании. К концу нынешнего года число магазинов бренда в России и странах СНГ превысило 800, и предполагается, что к 2015 году к ним добавится еще 400 торговых точек.
Аналитики рынка считают, что в перспективе конкуренция на рынке спорттоваров обострится. Ритейлеры и производители будут искать новые рынки сбыта. И ожидается, что ими могут стать города с населением более 100 тыс. жителей.
Источник http://vkonline.ru/