Концерты и матчи на одной площадке совмещаются эффективнее с адаптивными системами
Наследие – ключевая тема для любого спортивного объекта. Ведь в широком смысле это максимально эффективный режим работы с большим количеством мероприятий, приносящих прибыль. Сейчас в России строится, проектируется и планируется много ледовых дворцов: в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Иркутске, Екатеринбурге и других городах. Традиционно такие арены становятся главными площадками своих регионов, потому что не везде есть современные концертные залы.
Хороший пример для подражания – Chesapeake Energy Arena в Оклахома-Сити (США). С 3 ноября по 2 декабря здесь пройдут восемь матчей НБА, три концерта и один боксерский вечер. Кстати, с российскими реалиями эту арену роднит то, что она принадлежит городу и построена за его счет. Похожая история у Stockton Arena. В этом, выражаясь нашими терминами, бюджетном учреждении города Стоктон ежемесячно по пять-шесть игр проводят местные хоккейная и баскетбольная команды, а также организуются футбольные матчи и, конечно, концерты.
При плотном графике ключевым процессом становится трансформация площадки. Ночные смены покрытий и раздвижные трибуны-трансформеры уже стали фактически стандартом. Но это только видимая часть изменений, необходимых по-настоящему многофункциональной арене. С точки зрения мультимедийного оборудования все пока делается по старинке: для концертов дворцы, и организаторы либо арендуют технику у прокатных компаний, либо переустанавливают имеющуюся. Это трудоемкий, долгий и дорогой процесс: массивы громкоговорителей опускаются на пол, вешаются на новое место и перенастраиваются – часть с очередными спусками, загибами и пересчетами углов наклона для правильного распределения звукового поля.
Но существует гораздо более эффективное решение. Три года назад американская компания Eastern Acoustic Works (EAW) выпустила инновационные адаптивные системы линейных массивов. На первый взгляд, это тоже грозди колонок. Однако элементы массива располагаются в блоках ровно, без загибов (следствий той самой ручной настройки). А еще больше отличий внутри.
«Каждый полнодиапазонный модуль адаптивной системы состоит из точно настроенных динамиков разных частот, – объясняет Андрей Хальчевский, звукоинженер компании LPD, эксклюзивного дистрибьютора EAW в России. – А каждый динамик оснащен независимым усилителем и процессором для максимальной производительности и управляемости. Модули адаптивных систем подстраиваются под любую площадку и могут самостоятельно определять конфигурацию массива, постоянно анализировать работу каждого элемента и даже исправлять неполадки в случае маловероятной поломки во время мероприятия. Благодаря этому не надо привлекать технический персонал для перевешивания массивов – системному инженеру достаточно только нажатием нескольких кнопок выбрать нужную предустановку».
Именно адаптивные системы EAW установлены на аренах в Оклахоме и Стоктоне. Программа EAW Resolution 2 подстраивает их производительность и зону покрытия точно под заданные пользователем настройки. Благодаря тщательно продуманным расположению и размеру преобразователей, модули адаптивной системы способны создать самые радикальные конфигурации зоны покрытия и учитывать влияние самой площадки.
Защищенный гибрид
Запланировать будущую экономию за счет использования универсального и надежного оборудования можно и при выборе света. Большинство современных светильников работает в двух режимах – «спот» (широкий равномерный луч) и «вош» (расфокусированный свет для равномерной заливки площадки). У бренда Elation Professional есть гибридные приборы, работающие еще и в режиме «бим» (узкий луч). Это расширяет возможности организаторов шоу на арене. Но что еще важнее, гибриды Elation Professional – единственные в мире защищенные от пыли и влаги по стандарту IP65. они могут без проблем работать даже под дождем. Осадков на крытых аренах, конечно, нет, а вот повышенная влажность, особенно в ледовых дворцах, постепенно влияет на технику. В этих условиях влагозащищенные светильники проработают гораздо дольше, что в итоге также сделает эксплуатацию более экономичной.
Возможно, еще более впечатляющий пример – стадион Sun Devil футбольной команды Университета Аризоны. На вмещающей 60 тыс. зрителей арене вся звуковая система установлена возле экрана за одной из трибун, но это не мешает равномерно покрывать как ближайшие места, так и сектора, находящиеся на расстоянии более 100 метров.
«На наш взгляд, экономить надо не на „входе“, а на эксплуатации. Лучше вложиться в оборудование, сделать действительно качественную площадку, а дальше не тратиться ни на аренду техники, ни на регулярный сложный монтаж», – уверен руководитель спортивных проектов LPD Андрей Лукьянов.
При этом нельзя сказать, что адаптивные системы EAW однозначно дороже аналогов. Классические массивы других топ-брендов могут стоить заметно больше. По качеству же EAW им не уступит – продукция этой компании давно себя зарекомендовала и входит в райдеры всех мировых звезд. И все новейшие технологии EAW доступны и на российском рынке.
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №3 (35) октябрь 2018
На правах рекламы