В эту пятницу в Лондоне стартует летняя Олимпиада — событие, которое изменит жизнь британской столицы не только на ближайшие две с половиной недели, но на годы вперёд. Специально для The Village Николай Самсонов, уже много лет живущий в Лондоне, ведёт дневник городской жизни и рассказывает о самом интересном, происходящем за пределами спортивных арен. Во втором выпуске — о том, как предприимчивый таксист устроил гостиницу в своем кэбе, выделенные полосы вызвали хаос, а в метро диктором работает сам мэр.
Олимпийские полосы
Честно говоря, искренне жаль туристов, приезжающих в последнее время в Лондон. Значительная часть излюбленных достопримечательностей сейчас недоступна. Совершенно невозможно, например, попасть в Гринвичский парк. К Букингемскому дворцу проход открыт лишь с одной стороны: красивейший Сент-Джеймский парк тоже обнесён забором — белок не покормишь, на пеликанов с мостика не поглазеешь. А ведь именно оттуда, между прочим, открывается один из самых красивых видов на столицу — этакий диснеевский замок на фоне огромного колеса обозрения. В общем, атлеты только начинают съезжаться, а лондонцы уже почувствовали на своей шкуре, что городской инфраструктуре, и особенно транспорту, придётся несладко.
Самое большое недовольство вызывают олимпийские полосы, выделенные для спортсменов и разных спортивных функционеров. Беда в том, что Лондон — старый город, и широких улиц по 8–10 полос тут нет в принципе. Максимум по три в каждую сторону, чаще по две, а иногда и вовсе по одной, особенно в центре. При этом одна полоса почти везде выделена для общественного транспорта: кроме автобусов, по ней имеют право ездить только такси (и то лишь официальные «чёрные кэбы») и велосипедисты. Штраф за нарушение 130 фунтов начисляется автоматически, если машину засекла камера наблюдения.
Теперь, чтобы хоть как-то обеспечить своевременную доставку спортсменов и судей на соревнования, у автомобилистов отняли ещё одну полосу. Где-то, как например, на улице Саутгемптон-роу в самом центре Лондона, это привело к такой вот картине.
У несчастного водителя, доехавшего до этого места, есть только три варианта, и все три предполагают нарушение правил. Либо он поедет по автобусной полосе и заплатит 130 фунтов штрафа, либо — по олимпийской полосе и опять-таки заплатит 130 фунтов, либо — выедет на встречку, за что рискует и вовсе лишиться водительских прав.
Дождь в метро
Общественный транспорт, мягко говоря, не самое сильное место британской столицы. Метро здесь — старейшее в мире, поэтому сами англичане шутят, что в середине XIX века строители просто не знали, как нужно прокладывать тоннели и пускать по ним поезда. Опаздывающие или отменённые поезда и электрички — дело настолько привычное, что подавляющая часть лондонцев подписана на СМС-рассылку, оповещающую о том, какие именно ветки сейчас испытывают трудности. Нормально работающее метро, на всех ветках одновременно, в Лондоне скорее исключение, чем правило.
Примерно за месяц до начала Олимпиады мэр города Борис Джонсон записал несколько объявлений, которые сейчас транслируют на каждой станции: «Привет, ребята! Это мэр. Сейчас — самый великий момент в жизни Лондона за последние 50 лет. Каждый день мы будем дополнительно приветствовать в городе более миллиона человек, поэтому нагрузка на транспорт будет огромной. Не дайте застать себя врасплох! Зайдите в интернет и заранее спланируйте свою поездку на сайте GetAheadoftheGames.com!»
В ответ лондонцы обычно советуют своему мэру тоже сходить в одно место. А в разговорах друг с другом жалуются, что неплохо было бы хотя бы часть выделенных на Олимпиаду денег потратить на реконструкцию подземки. Потому что после двух месяцев непрерывных дождей на станции «Лондон-бридж» (обещают, что именно она будет самой загруженной во время Игр) с потолка очень прилично капает, и на полу огромные лужи. Там, где капает особенно сильно, ставят обычные пластиковые вёдра, а бравурно-патриотические плакаты на стенах делают картину совсем уж абсурдной.
Единственное, что действительно сделали в метро, так это понаклеили ярко-розовых указателей для туристов — как проехать к олимпийским объектам, — от одного вида которых лондонцы нервно вздрагивают, как от вестника апокалипсиса. Зато теперь на каждой станции написано, какие мероприятия будут проходить в этом районе.
Гостиница в такси
Учитывая обстановку на дорогах, многие таксисты решили на время Олимпиады спрятать свои кэбы в гараж и уехать подальше из города: работать, по их словам, будет просто невозможно. И только Дэвиду Уиксу пришла в голову идея получше. Он обустроил в своём такси гостиничный номер, и теперь сдаёт его всем желающим по цене 50 фунтов за ночь: найти за такие деньги гостиницу или хотя бы комнату в общежитии сейчас нереально.
«Я очень рад, что в городе пройдут Олимпийские игры, но для водителей кэбов это будет настоящий кошмар, — рассказал Уикс в интервью газете Daily Mail. — Поэтому, когда мне сказали, что можно сдать такси, я решил, что это отличная идея. В конце концов, кто знает Лондон лучше, чем кэбби?»
Помимо импровизированной кровати (между прочим, с матрасом с эффектом памяти формы), в салоне есть шторки на окнах, радиоприёмник на солнечных батареях, переносной холодильник и iPad. А ещё один из символов Лондона — плюшевый медвежонок Паддингтон. Постояльцы смогут путешествовать по городу не выходя из дома и при желании каждую ночь проводить в новом месте — у олимпийской арены, например, или напротив Вестминстерского дворца, — главное, чтобы там можно было припарковаться. В багажнике, кстати, лежит пара раскладных стульев и стол, так что можно ещё и пикник устроить.
Единственная проблема — в такси нет туалета, поэтому постояльцам предлагают на выбор два варианта: либо припарковаться у дома Дэвида Уикса на севере Лондона и пользоваться его уборной, либо каждый раз искать общественный туалет — по крайней мере с ними в центре Лондона никаких проблем.
Источник the-village.ru