Журнал СБК поговорил с директором департамента системных решений и архитектуры, группа «Астерос», Михаилом Эленбогеном и узнал, какими документами, нормами и требованиями руководствуются при организации безопасности крупных спортивных мероприятий.
– Какими нормативными документами регулируется оснащение систем безопасности футбольных стадионов?
– Наверное, если физически выложить все эти документы на полках, получилась бы солидная библиотека на целую стену. Техническое оснащение систем безопасности подпадает под регулирование как минимум 9 Федеральных законов, 8 постановлений и распоряжений правительства, стандартов и регламентов российского футбола, и, конечно, руководящих документов ФИФА, которые представляют собой многостраничные труды. Главный из них – FIFA World Cup Stadium Requirements Handbook 01.11.14 – это 1 542 стр. текста и графики, где требования по безопасности изложены как в специальной главе, так и разбросаны по отдельным разделам. Одно оглавление этого документа содержит 9 страниц!
– Профессиональное сообщество подвергает критике правовую пирамиду по техническому регулированию безопасности стадионов. Почему, на Ваш взгляд?
– Субординация нормативных документов в области безопасности спортивных сооружений в России находится в процессе формирования. Окончательно приоритеты еще не расставлены, нередко из-за нечеткости изложенных требований, непонятно к какому уровню пирамиды относится документ, полагаться только на атрибуты или наименование организации разработавший документ не получится.
– Хорошо, а что приоритетно: требования ФИФА или требования, допустим, МВД России? Чем нужно руководствоваться при проектировании систем безопасности?
– На самом деле, противоречия между ними нет. Документы ФИФА дополняют национальные стандарты. Если в какой-то части требования ФИФА строже, то они определяют решение, а если в какой-то части строже национальный стандарт, решение определяет стандарт России. Собственно, этот принцип и прямо изложен в требованиях ФИФА.
– МВД России разработало проект приказа об утверждении «Требований к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований и техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности». Многие ожидали, что данный проект будет максимально жестким. Как Вы его оцениваете?
– Во-первых, сам факт предварительного опубликования приказа МВД, его публичное обсуждение, сбор замечаний и предложений – это большой и ценный шаг в деле обеспечения конструктивного диалога всех участников процесса. Только так можно выработать рациональное и всесторонне взвешенное решение по техническому оснащению систем безопасности спортивных сооружений в стране.
Во-вторых, плюсом документа является наличие конкретных технических показателей оборудования, облегчающих формирование проектных спецификаций и расстановку оборудования на объекте и контролируемой территории.
В-третьих, требования к оснащению стадионов существенно ужесточились и конкретизировались в части организации «чистой зоны». Проект содержит детализированные требования к оснащению спортивных сооружений, на основании чего будет производиться проверка соответствия проектных решений и приемка готовности стадионов перед мероприятием.
Важно и то, что проект Приказа составлен с учетом позитивного опыта обеспечения безопасности XXVII летней Универсиады-2013 в Казани и XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. Но не надо забывать, что это только проект. И в его следующих итерациях, надеюсь, будут закрыты сегодняшние слабые места.
– Вы могли бы их назвать?
– Например, предлагаемое категорирование стадионов необходимо, но недостаточно. Прежде всего, потому, что оно не учитывает различных сценариев использования стадионов и примыкающих к ним территорий в качестве многофункциональных культурно-массовых объектов. Предлагаемый вариант отнесения стадиона к той или иной категории производится исходя из вместимости. То есть по факту речь идет о самом здании стадиона. Вместе с тем мы знаем немало примеров, когда футбольный стадион является одним из сооружений на территории культурно-развлекательного комплекса. Взять хотя бы олимпийский комплекс «Лужники». Один сценарий для этой арены может быть на 80 тыс. зрителей (футбол), другой на 12 тыс. (хоккей), а третий на 700 тыс. (праздник газеты «Московский комсомолец»). Так в чем проблема? А в том, что исходя из документов МВД объекты на территории будут относиться к разным категориям из-за разной вместимости. Объекты категорируются по приказу, а общая территория не имеет категории. При этом руководящие документы ФИФА предусматривают чистую зону в границах внешнего охраняемого периметра безопасности. Как организовать досмотр? Документы МВД не дают ответа на эти вопросы.
– А как эта проблема была решена в олимпийском Сочи, ведь требования ФИФА и МОК похожи?
– В Сочи все было намного сложнее. Проекта приказа МВД, как сейчас, не было. Процесс разработки нормативных документов проходил параллельно с начальными этапами проектирования. Усовершенствование документов шло методом итераций. Базовую основу заложили «Общие технические требования». Помогло и наличие единого государственного заказчика ГК «Олимпстрой», структуры, организующей разработку проектной документации. По сравнению с ЧМ-2018 задача была сложнее, но и времени было больше. Нашими специалистами были разработаны Концепции безопасности Олимпийского парка и Олимпийской деревни в тесном сотрудничестве со специалистами силовых ведомств.
В результате мы создали проект, согласно которому границы чистой зоны совпадают с границами общей территории Олимпийского парка Сочи. Таким образом, все объекты инфраструктуры находились внутри чистой зоны, а значит, досмотр пешеходов и транспорта производился единожды – на границе чистой зоны. В результате необходимость дублировать досмотр на каждом сооружении отпала. Это упростило техническую часть проекта и сэкономило бюджет. Ровно такой подход и нужен тем же «Лужникам», он будет релевантным для всех сценариев.
– Каковы Ваши экспертные рекомендации относительно обеспечения безопасных игр чемпионата мира по футболу-2018?
– Для обеспечения антитеррористической защиты необходимо использовать самый широкий арсенал средств: важно учесть и градостроительное планирование, и возможности конструктивных решений, и обязательное моделирование транспортных и пешеходных потоков на разных рубежах контроля и досмотра.
В силу высокой стоимости оборудования при выборе вариантов технического оснащения необходимо найти баланс между капитальными и легко возводимыми сооружениями, использовать мобильные решения, позволяющие организовать временную инфраструктуру и применять арендованную технику для реализации разных режимов функционирования спортивных объектов. Иными словами, в каждом случае это будет свой пазл, но, чтоб его собрать, нужно учесть все детали.
Источник журнал "СБК. Спорт Бизнес Консалтинг" №18 Февраль/Март 2015