Ни один чемпионат мира не обходится без правил. Каждый раз они тщательно пересматриваются. Изменения вносятся членами ФИФА, национальной ассоциацией принимающей страны и руководством ФИФА. Предложения вносятся в письменной форме, и для вступления в силу они должны быть одобрены Конгрессом ФИФА. Первые правила были подготовлены небольшим комитетом по заданию Конгресса. Когда проект был представлен на Конгрессе, каждый его раздел горячо обсуждался, и следующие его версии не стали исключением.
Правила Кубка мира привлекают внимание по нескольким причинам. В них описан не только процесс организации спортивного мероприятия, его процедура и участники, но и распределение доходов и расходов между всеми задействованными сторонами. Event-менеджмент и финансовое управление с самого начала были неразрывно связаны друг с другом. Каждый выпуск правил содержал раздел «Финансовое регулирование». Он содержал ценную информацию о доле ФИФА и её изменениях.
Доходы ФИФА складывались из нескольких источников. Основные категории: взносы за участие, проценты от доходов от отборочных матчей, от матчей финальной стадии и от так называемых «сверхдоходов». Эволюция этих статей заслуживает особого внимания. Некоторые сохранились с самих истоков, некоторые канули в Лету. Доля некоторых выросла, некоторых упала. Только взносы за участие несколько раз поднимались, остальные статьи долгое время оставались неизменными, а если менялись, то в сторону понижения. Со второго по двенадцатый розыгрыш проценты от продажи билетов составляли главную часть доходов ФИФА. Первым поворотным событием стало объединение доходов от матчей финальной стадии и «сверхдоходов» на девятом Кубке 1986 года. Вторым – полная перегруппировка на Кубке 2002 года, когда лишь немногие из статей остались в первозданном виде, что сделало сравнение с предыдущими годами невозможным. Почему так произошло? Действительно ли эти изменения серьезно влияют на финансовое положение ФИФА? В абсолютном выражении ничего не изменилось, наоборот, суммы росли от Кубка к Кубку. По идее должна быть некоторая компенсация, но в каком виде? Объяснение может быть найдено при более внимательном рассмотрении производства расчётов и составе «сверхдоходов».
Появление новых источников доходов
Некоторое время было очевидно, из чего складывается пирог, который делился между ассоциацией-хозяйкой, участниками и ФИФА. В целом в Правилах говорилось о двух категориях доходов – обычные и сверхдоходы. Обычные доходы - это доходы от матчей отборочной и финальной стадий. Сверхдоходы зависели от бухгалтерского баланса. Например, на четвёртом Кубке в Бразилии статья 20 гласила: «Если баланс показывал прибыль от проведения матчей финальной стадии, 15% этой прибыли получает ФИФА, 30% - национальная ассоциация принимающей страны, 55% - участники финальной стадии в соответствии с количеством сыгранных ими матчей». Примерно то же самое распределение сохранялось до 13 Кубка 1986 года в Мексике, когда доля ФИФА изменилась.
Прогноз прибыли и её распределения стал инструментом привлечения инвестиций, когда организаторы отыскали новые способы продажи продукта. Сначала всем казалось, что определять прибыль – это лишнее, поскольку все считали, что число зрителей и, соответственно, доходы от продажи билетов были решающим фактором успеха Кубка и его окупаемости.
Необходимость детализировать доходы от финальной стадии, чтобы определить дополнительные источники дохода, появилась после пятого Кубка в Швейцарии. Чемпионат 1954 года не только привлёк колоссальное число зрителей на трибуны, но и мощную виртуальную аудиторию посредством теле- и радиотрансляций важнейших матчей.
Комбинация реальных и виртуальных зрителей открыла новое измерение участия в событии. В сентябре 1955 года были внесены поправки в Правила Кубка мира 1958 года в Швеции. Рядом со статьёй «доходы от продажи билетов» появились «доходы от продажи прав на телетрансляции». Впоследствии появятся ещё три. На седьмом Кубке (Чили-1962) появились сборы за товарищеские матчи, разрешение на проведение которых должна была дать ФИФА, если в них играет участник финальной стадии ЧМ, и они проводятся за месяц до ЧМ или в течение месяца после его завершения. На девятом (Мексика-1970) появились ещё два пункта: сборы за рекламу и процент с доходов от коммерческой эксплуатации события (сувениры, программки и т.д.).
Часть 1: s-bc.ru/news/article/b86532b3-6e00-45b9-af22-f9cfdec51b61
Часть 2: s-bc.ru/news/article/b5c83ab6-7d6f-4a30-9777-afe6684b8935
Часть 3: s-bc.ru/news/article/064649d7-c20c-4ffd-93e3-fa56f8a1bc15
Heidrun Homburg
Financing World Football. A Business History of the Fédération Internationale de Football Association (FIFA)
Zeitschrift für Unternehmensgeschichte / Journal of Business History, 53. Jahrg.,H. 1. (2008), pp. 33-69
Перевод: Андрей Воронов
Нашли ошибку? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter