Директор Дивизиона информационных технологий компании NEC, кандидат Архитектуры Айрат Ахметов ответил на вопросы СБК
- В чем ваше отличие от других телекоммуникационных компаний?
- Наша отличительная особенность и специфика решений заключается в том, что мы перешли из разряда просто технологической компании, у которой есть большой портфель проектов, в категорию тех, кто предлагает комплексные решения, и в первую очередь мы сфокусированы именно на формирование безопасной среды обитания человека. В рамках нашей концепции Smart City есть очень много составляющих, в том числе – безопасный город, умный транспорт и другие. В частности, нас очень интересует направление, которым мы уже достаточно успешно занимаемся, и называющееся «Умный стадион». Мы не рассматриваем стадион, как отдельно стоящее здание. Он – часть инфраструктуры города, с одной стороны, и градообразующий элемент, формирующий среду обитания, с другой. Именно поэтому все наши проекты нацелены на создание стадиона – доминирующего объекта делового качества в градостроительном комплексе. Здесь телекоммуникации, обеспечение аудиовизуальной поддержки, интерьеры, организация потоков, транспортные развязки и многое другое. И та команда, которую я имею честь возглавлять, нацелена как раз на эти комплексные решения.
- Какие подобные проекты уже вами реализованы?
- У нас есть большой опыт в этом направлении. Наибольшего успеха мы достигли на чемпионате мира по футболу 2014 года в Бразилии. Пять из 12 стадионов, где проходили матчи Кубка мира, были выполнены при активном участии нашей корпорации, выступавшей в роли субподрядчика по информационно-коммуникационной инфраструктуре. Она включала множество компонентов: видеосистемы, обеспечение контроля доступа, безопасность и многое другое. Перед нами ставилась задача интегрировать все это в единое целое, отвечая при этом всем требованиям ФИФА и национального законодательства и учитывая специфику каждого стадиона в отдельности. Причем, в обязательном порядке, - и специфику города.
- Вы говорите о важности учета специфики конкретного города. Как вы ее определяете?
- Мы начинаем работать над проектом на этапе эскиза, идеи, когда требуется учесть факторы, которые на первый взгляд не очевидны, но будут очень существенны после того, как состоится то большое спортивное событие, ради которого арена возводилась. В этом случае приходится учитывать сотни параметров, обработкой которых занимается наша международная команда. При этом лидирующие роли в этом процессе в той же Бразилии, к примеру, играли местные, бразильские специалисты. Один из наших фундаментальных принципов – это создание удобства для посетителей и тех людей, которые живут и работают рядом со стадионом. Во-вторых, это учет стоимости владения. И, в-третьих, возврат инвестиций, без которых невозможна реализация ни одного крупного проекта.
- Но ведь эти три пункта наверняка иногда противоречат друг другу?
- Безусловно. И достаточно сильно. Конечно, приходится расставлять приоритеты и чем-то жертвовать, но еще не было случая, чтобы нам не удалось прийти к консенсусу между технологами, спортсменами и финансистами. Безусловно, возникают споры, но они помогают найти оптимальные решения. Приходится вступать в дискуссии с заказчиками и с цифрами в руках показывать им, каков будет размер убытков, если те или иные вещи не будут созданы изначально и во сколько это обойдется впоследствии.
- Сколько людей работают над проектом с самого его начала?
- В Бразилии наша команда насчитывала около 40 человек из разных стран, специалистов по самым разным вопросам. Выступая в роли интегратора, мы ни в коем случае не продвигаем свою продукцию, если видим, что для заказчика, то есть фактически будущего пользователя, будет экономически целесообразно применить иное решение. Разговор идет о долгосрочных спонсорских контрактах, заключенных клубом, который играет на этой арене после чемпионата мира. Мы имели возможность настоять, чтобы они выбросили экраны другого производителя и взяли наше оборудование, вполне конкурентное и привлекательное. Но мы учли интересы заказчика, ведь именно ему пользоваться стадионом длительное время.
- Вы довольны тем, как после чемпионата мира эксплуатируются ваши объекты?
- В принципе, да. Ни один из них не бездействует. Это не «белые слоны» и не мертвые города. Хотя, возможно, они не задействованы на все 100 процентов. Но они все приносят доход.
- Одно из ваших направлений – системы контроля доступа. Вы разрабатываете и «железо», и программное обеспечение?
- Да, у нашей корпорации есть очень интересные решения, предназначенные для распознавания лиц, контроля доступа и анализа поведенческих моделей посетителей. Это особенно важно в настоящее время, когда вопросам безопасности придается все большее значение. Наша система может работать и с базами данных и с платежными системами. При этом мы никогда не забываем, что создаем среду, в которой посетитель должен получить удовольствие от зрелища.
- Те решения, которые вы предлагаете, наверное, применимы не только в спорте?
- Конечно. Наша система распознавания лиц используется миграционными службами в Китае и Сингапуре.
- Видеокамеры наблюдения, установленные в городах, действительно могут положительно влиять на уровень безопасности?
- Во-первых, они позволяют идентифицировать потенциально опасные криминальные элементы. Во-вторых – анализировать поведенческие модели, например, выявлять группы лиц, выбивающихся из контекста, ведущих себя странно. Это большое подспорье для правоохранительных органов. Считать это вторжением в частную жизнь нельзя: если в общественном месте собирается некая группа, о частной жизни говорить уже не приходится. Тем более, когда мы имеем в виду такой объект, как крупный стадион, где одна из наших задач – обеспечить максимально безопасную и комфортную среду. Я абсолютно убежден, что многие трагические ситуации можно было бы предотвратить, если бы были предусмотрены дополнительные технические меры.
- Скажите откровенно, возможны ли системные решения в нашей стране, тем более в ситуации кризиса? Не утопия ли это?
- Это не утопия хотя бы потому, что такие решения уже применяются в России. Необходимо всегда заниматься продвижением новых технологий, реализованных уже во всем мире. У нашей корпорации накоплен огромный опыт, и в том числе – успешный опыт создания спортивных сооружений в Советском Союзе. «Лужники», Динамо», стадионы в Ленинграде, Киеве и другие. Сейчас, безусловно, они уже покажутся устаревшими, но для того времени были ультра современными, в них применялись актуальные технологии и учитывались местные особенности. И сейчас в России можно и нужно создавать такие арены. Я оптимист и уверен, что любые кризисные ситуации мы преодолеем. В качестве позитивного примера можно привести спортивные объекты Сочи – фактически с нуля был создан город для зрелищ. Это серьезный прорыв, состоявшийся, в том числе, и благодаря применению системного подхода.
Источник журнал "СБК. Спорт Бизнес Консалтинг" №18 Февраль/Март