В Подмосковье завершился последний этап серии «Формула Студент» сезона 2014 года. Формула Студент (Formula SAE) – это студенческие инженерные соревнования, изначально организованные Сообществом Автомобильных Инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE) и входящие в Серию Студенческих Инженерных соревнований (Collegiate Design Series) SAE. Мероприятие проводится с 1978 года, а в этом году его этап впервые прошёл в России.
Формула Студент – это не классические гоночные заезды, как Формула 1 или NASCAR. Это гораздо более многоплановое испытание для участников. Во-первых, команда студентов какого-либо университета превращается в инжиниринговую компанию, которая должна разработать, спроектировать, построить, испытать прототип автомобиля формульного класса для рынка непрофессиональных гоночных автомобилей. Во-вторых, болид должен соответствовать всем техническим требованиям и успешно пройти испытания на трассе. В-третьих (хотя по важности, возможно, во-первых), необходимо представить и защитить бизнес-план перед судьями, выступающими в роли инвесторов.
Соревнования и оценка делятся на две группы – статические и динамические.
К статическим тестам относятся: презентация бизнес-плана (оцениваются и проработка, и умение презентовать и убеждать), защита конструкции (диалог с коллегией судей о конструкторских решениях и экономической целесообразности) и отчёт о стоимости изготовления (его точность, возможности удешевления, сравнение с конкурентами).
После статических тестов все болиды проходят техническую инспекцию. В Москву были приглашены судьи из Германии, известные своей строгостью. Поскольку автомобили собираются студентами, есть определённый риск. Суровые проверки могут обеспечить безопасность участников.
Динамические тесты составляют 67,5% оценки. К ним относятся соревнования на ускорение, маневренность, точность управления, выносливость и энергетическую эффективность. Причём последнее тестируется в реальных условиях в ходе гонки с раздельным стартом. Таким образом, нет смысла ехать медленнее, чтобы сэкономить топливо – можно потерять баллы сразу в двух дисциплинах.
По словам представителя команды МАМИ, средняя стоимость болида – 16 тыс. долл. Изначально в команду конструкторов входят 30 человек, но в течение года по тем или иным причинам их количество сокращается вдвое. МАМИ придерживается принципа эволюции болидов. Перед тем как приступить к созданию нового прототипа, команда перебирает старый и думает, что можно улучшить. К слову, МАМИ участвует в соревнованиях уже седьмой раз, и все предыдущие болиды были выставлены на общее обозрение в павильоне команды. В ходе разработки студенты (аспиранты не допускаются) изучают технический регламент, зарубежные труды по машиностроению и общаются с представителями других университетов.
Организатор московского этапа Формулы Студент – Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. Заместитель руководителя Департамента Дмитрий Князев объяснил, почему ведомство заинтересовалось и поддержало проект. Миссии Формулы Студент и ДНППиП весьма схожи. Создание болида – это реальный бизнес-проект, для реализации которого необходимо искать спонсоров и инвесторов. Поддержки ректората явно недостаточно. Поэтому подобные мероприятия стимулируют деловую активность и пробуждают в студентах предпринимательскую жилку. Кроме того, регламент стимулирует инновационное развитие, запрещая участвовать одним и тем же болидом более одного раза. Наконец, Формула Студент – превосходная площадка для международного обмена опытом, знаниями и технологиями, а также возможность установления деловых связей. Таким образом, главное, что объединяет Формулу Студент и Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства – они учат студентов зарабатывать самостоятельно, предоставляя всю необходимую инфраструктуру.
Дмитрий Князев
Гоночные заезды состоялись 6-7 сентября, их посетили около 5 тысяч зрителей. В мероприятии приняли участие более 20 команд из разных стран, а судейский корпус пополнили культовые имена движения Формула Студент: Пэт Кларк, Ульф Штайнфурт, Клод Рулле и Жерард Сойер. Этапы Формулы Студент не остаются без внимания лидеров отрасли. Российский этап не стал исключением – среди его партнёров можно было заметить Tag Heuer, Autodesk, ArtLine engineering, Союз машиностроителей России, НАМИ, SAE International, ХК «Композит» и Министерство образования и науки РФ.
Автор фото: Станислав Кравченко
Нашли ошибку? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter