Атмосфера – один из главных элементов игрового дня, притягивающий болельщиков на стадион. Он стал театром, на сцене которого происходят спортивные драмы, а зрители непосредственно вовлечены в действие, и их влияние теоретически может изменить ход встречи. Сам стадион усиливает и ограничивает шумовое воздействие, приближает и не подпускает зрителей к игрокам. Другие факторы также влияют на атмосферу на матче: недавние спортивные результаты, значимость матча, история противостояния…даже температура, время года и время суток. Атмосфера – плод совместной деятельности игроков, болельщиков и организаторов матча.
Интенсивная коммерциализация футбола начала вызывать подозрения в уничтожении части атмосферы. Сидячие места на всех трибунах, повсеместная реклама спонсоров и приток среднего класса сильно контрастирует с привычным обликом: представители рабочего класса, плотно упаковавшись, громко поют песни, заставляя стены трястись. Поэтому у болельщиков и клубов появились свои идеи, как управлять атмосферой в дни матчей.
Происходящее на трибунах во многом зависит от происходящего на поле. Быстрый гол внушает оптимизм, унылый перекат мяча в центре поля заставляет зрителей скучать, гол гостей встречается гробовой тишиной, а решение арбитра не в пользу хозяев вызывает приступ ярости. При этом атмосфера меняется не только с течением времени, но и зависит от сектора, разбиваясь на микроатмосферы. Например, обуздать гостевой сектор невозможно, поскольку болельщики стремятся показать себя в логове врага.
На всех стадионах Английской Премьер-Лиги запрещено стоять, но некоторые клубы открыли сектор активной поддержки, чтобы нивелировать шумовое влияние гостей. С этим очень контрастируют семейные сектора, посетители которых следят за языком, и вообще, их поддержка носит скорее декоративный характер. Выбросы эмоций перекидываются на соседние сектора. В целом атмосфера меняется, перетекает и исчезает в ходе матча, болельщики приходят на стадион для социализации, поддержки своей команды и выражения эмоций, а стадион служит местом выступления не только спортсменов, но и зрителей.
Каждая группа болельщиков вносит свой вклад в атмосферу. Есть случайные посетители стадионов, которые ни особенно проникаются атмосферой, ни вносят свой вклад в неё. Они в целом индифферентно относятся к происходящему, поэтому их не стоит подробно рассматривать. К тому же их доля является мизерной, в то время как большинство болельщиков приходят на стадион с целым рядом ожиданий, надежд и страхов. Они связаны с историей, с ментальной связью со стадионом и клубом, с самоидентификацией. Статус матча и турнирное положение также вносят свой вклад наряду с возможностью большей свободы самовыражения.
На стадионе можно разделить некоторые идеи и ценности и выразить их так, как нельзя было бы в другом социальном контексте. Здесь можно крепко выражаться, это в каком-то смысле даже поощряется, внешний вид несёт в себе определённый символизм, как и баннеры, совместное пение порождает дружбу и сплочённость, шутки, а с годами – ностальгию. Считается, что чем жарче поддержка, тем лучше выступает команда, вдохновлённая ею. Враждебная и жестокая атмосфера может вывести из себя команду гостей. «Болельщики – «12-ый игрок» - одно из объяснений статистического факта, почему хозяева побеждают чаще гостей.
Стадион действительно играет не последнюю роль, и его влияние можно разобрать на примере «Манчестер Сити». Болельщики до сих пор скучают по Maine Road, бывшему, ныне снесённому стадиону. Для старых болельщиков поход на стадион сопровождался ритуалами в определённых местах районов Rusholme и Moss Side. Занимая места на трибунах, они регулярно видели знакомые лица. Ощущение домашнего уюта выливалось в удивительную атмосферу. Сейчас им этого очень не хватает.
В отличие от района, где располагается Etihad Stadium, округи стадиона Maine Road постепенно преображались по мере приближения матча. Потоки поющих людей, бары, полные посетителей, выпивающих с друзьями, лоточники, запах еды, табака и алкоголя, шум радио…и чем ближе к стадиону, тем это всё было отчётливее. Это ли не доказательство того, что существует диффузия атмосферы не только в физическом смысле слова?
Сезон 2003/2004 «Сити» начал на построенном к Играм Содружества Etihad Stadium, ставшем флагманом преображения Восточного Манчестера из депрессивной экс-индустриальной территории в удобное пространство. Несмотря на то, что Maine Road морально и физически устарел, не все были рады переезду в новый дом. Чувство потери усиливалось от того, что все клубы взяли тренд на строительство новых стадионов, где комфорт, безопасность и сервис были поставлены во главу угла. Схожий дизайн, обрубание ассоциаций клуба с определёнными районами, перестройка пространства для транспортных и коммерческих нужд – всё это лишило арены эмоциональной составляющей. Атмосфера значительно потускнела. Путь до стадиона стал короче, стало негде посидеть с друзьями пообщаться и попеть песни. В чаше стадиона была некая дезориентированность. Раньше всё было чётко и ясно, а теперь атмосфера рассеивалась по стадиону, исчезая в воздухе. Отсутствие ощущения домашнего уюта, спортивных достижений и никаких надежд привело к тому, что Etihad Stadium занял второе место в конца по уровню атмосферы в Национальном Опросе Болельщиков 2006/2007.
Процесс управления стадионами включает в себя управление болельщиками. Чирлидерши, группы, талисманы, дикторы и прочие пытаются направить выражение эмоций публики в нужное русло. «Сити» стал исправлять ситуацию, работая в двух направлениях. Во-первых, чтобы вернуть болельщикам возможность пообщаться, около стадиона появилась фан-зона City Square, где болельщики могут провести время вместе. Благодаря этому время, выделяемое болельщиками на посещение матча, существенно увеличилось. Снаружи стадион украшают постеры с бывшими и нынешними игроками клуба. Подтрибунные помещения декорированы именами держателей абонементов и фотографиями лучших моментов в истории «Сити». На улице играют музыканты, открылся огромный магазин атрибутики, а на стадионе регулярно проводятся крупные концерты. Голос Роберто Манчини объявляет названия станций в трамвае по пути к арене. Кампания This is Our City имела целью подчеркнуть, что за «Сити» болеют настоящие жители Манчестера, а за «Юнайтед» переживают только иностранцы и спонсоры.
Во-вторых, изменения коснулись происходящего внутри стадиона. При появлении команд на поле включается определённая музыка, но так происходит у всех. Но когда на поле появляется бывший игрок клуба, чтобы дать интервью, старые песни запеваются сами собой. На важных матчах болельщикам раздаётся бесплатная атрибутика, звучат призывы приходить в голубом, раскладываются модульные листы, образующие все вместе красивое изображение. Однако, бездумное манипулирование к успеху не приведёт, клуб должен отслеживать веяния фан-культуры. Одно из них, например, - стойкое неприятие «мексиканской волны», в которой участвует весь стадион по секторам.
Интенсивная гиперунификация делает жизнь болельщиков всё более сложной. Игроки удаляются от болельщиков, всюду реклама, спонсоры, VIP-ложи, цены на билеты становятся непомерно дорогими, стюарды следят за тем, чтобы зрители смотрели матч сидя…но болельщики всё равно любят свой клуб и не ходят на стадион ради развлечения, как в кино или театр. Их эмоциональная связь гораздо прочнее. Все эти явления последних лет угрожают существованию самой концепции «настоящего болельщика», делая его «пластиковым» или «глорихантером».
Болельщики начали предпринимать ответные меры. Часто они апеллируют к немецкой Бундеслиге, клубы которой в среднем на 51% принадлежат болельщикам, где самая высокая посещаемость в Европе, где цены на билеты в разы ниже, а культура боления вызывает восторг. Одна из статей на сайте Supporters Not Customers гласит: «На немецких стадионах есть зона, где болельщики имеют право стоять, что выливается в ощущение, когда зрители чувствуют себя болельщиками, а не потребителями».
Также болельщики отмечают, что для атмосферы важно присутствие фанатов гостевой команды. Недавний случай, когда гостевая квота в 900 билетов на болельщиков «Сити» в матче с «Арсеналом» не была выкуплена по причине заоблачной цены (£62!), спровоцировал бурную реакцию, вызвав обвинения в дискриминации по уровню доходов. Представители федерации футбольных болельщиков (Football Supporters’ Federation, FSF) ратуют за установление потолка цен в £20 на гостевой сектор, иначе матчи напрочь лишатся атмосферной составляющей.
13 мая 2012 года, Etihad Stadium. «Сити» против «Куинз Парк Рейнджерс». Болельщики ожидали увидеть первое чемпионство с 1968 года. Победа в этом матче гарантировала титул. 90-я минута, 2-1 в пользу гостей. Надежды таяли с каждой секунды, на их место приходили злость и отчаяние. За 4 минуты до конца компенсированного времени счёт сравнивается, но это вызывает не энтузиазм, а большее отчаяние, что гол не был забит раньше. Но через считанные секунды Серхио Агуэро вколачивает победный мяч в сетку. Болельщики потеряли контроль над собой, обнимаясь, крича, прыгая и даже массово выбегая на поле. Обычная победа превратилась в мегасобытие. Атмосфера этих примерно двух часов включила в себя весь возможный спектр переживаний и эмоций, как до, так и во время и после игры. В целом на матчах АПЛ стало скучнее, но особые события вроде описанного выше заставляют вспомнить, что за словосочетанием «домашний стадион» скрывается нечто большее, чем просто спортивное сооружение.
С использованием материалов : Edensor, T., Producing atmospheres at the match: Fan cultures, commercialisation and mood management in English football, Emotion, Space and Society (2013)
Автор: Андрей Воронов
Атмосфера на матчах: английский опыт управления настроением
Атмосфера – один из главных элементов игрового дня, притягивающий болельщиков на стадион. Он стал театром, на сцене которого происходят спортивные драмы, а зрители непосредственно вовлечены в действие, и их влияние теоретически может изменить ход встречи
Нашли ошибку? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter