Президент московского хоккейного клуба "Динамо" о том, с чего в хоккее начинается бизнес.
Российский миллиардер и новый президент московского «Динамо» признался «Известиям», что в роли хоккейного руководителя еще не освоился.
- Я впервые даю интервью в этом качестве, - заявил Аркадий Ротенберг «Известиям», и возможно в моих ответах будет маловато конкретики, это скорее моя программа, работа над которой едва начата.
- Какие первоочередные действия планируете в «Динамо», есть ли проблемы, требующие срочного вмешательства? Какие цели самые дальние, и каков срок их достижения? Что в «Динамо» уже хорошо и не требует исправлений?
- Сразу скажу, что никаких революций не планирую. Вижу в качестве одной из своих главных задач развитие материально-технической базы клуба и его спортивной инфраструктуры, в первую очередь, для детско-юношеского хоккея. Не хотел бы забегать далеко наперед и называть какие-то сроки решения тех или иных задач. В «Динамо» прекрасный коллектив. А это основа основ. Поэтому смотрю в будущее с оптимизмом.
- В чемпионский год содержание главной команды обошлось клубу примерно в 1 млрд рублей, нынешний сезон – по предварительным оценкам вашего предшественника, потребует примерно 1,2 млрд. Планируете ли увеличить бюджет клуба?
- Необходимо обеспечить клубу финансовую стабильность. У всех должна быть уверенность в завтрашнем дне. Это крайне важно психологически. Несомненно, на это будут направлены необходимые финансовые ресурсы. В планах - строительство нового стадиона и ряд других проектов. Но нельзя бросать деньги на ветер, они должны расходоваться эффективно. В частности, не нужно переплачивать игрокам.
- Вы сказали, что хоккей это не бизнес, - планируете ли изменить это положение в «Динамо»?
- Действительно, клуб – это не бизнес. Но в клубе бизнесом является сама спортивная составляющая и поэтому он представляет собой рыночный продукт. Грубо говоря, чем выше результаты, тем больше стоимость. Нужно развивать маркетинговую деятельность, и расширять армию своих фанатов, быть интересным для посещения матчей клуба семьями. В Москве (не считая мытищинского «Атланта» и чеховского «Витязя») – целых три крупных клуба: «Динамо», ЦСКА и «Спартак». Но и в такой плотной конкурентной среде необходимо искать новые бизнес-решения, в том числе в сфере обновления старой и возведения новой спортивной инфраструктуры. Трудно ведь привлечь болельщиков на устаревшие ледовые площадки. Поэтому ведем переговоры с ледовым дворцом «Мегаспорт» для проведения там домашних матчей «Динамо». Да, теперь у «Динамо» прочный финансовый фундамент. Если тренеры скажут, что, например, Овечкин им очень нужен, то, скорее всего, вопрос сможем решить. Это, наверное, может быть редким исключением из правил. Но проводить систематическую политику перекупки топ-игроков точно не будем. Это не должно идти вразрез с единством команды. В первую очередь, необходимы сильный, сплоченный хоккейный коллектив, профессионализм и стабильность игры. Нельзя втягиваться в гонку бюджетов, нужно соблюдать потолок зарплат, использовать процедуру драфта и прочие меры. Но решать это надо на уровне всей КХЛ.
- То есть основа превращения хоккея в бизнес, не клубная работа, а деятельность Лиги?
- Да, к КХЛ как раз и следует подходить как к большому бизнесу. КХЛ существует ради клубов и благодаря клубам. Клубы должны являться самоцелью Лиги. Все ресурсы КХЛ должны быть направлены на активное и эффективное развитие всей клубной системы. В качестве члена Совета директоров КХЛ с сожалением констатирую, что пока на практике наблюдается, как ни парадоксально, противоположный подход. Но, я думаю, что сегодня в КХЛ разумное руководство, и нам совместно удастся преодолеть эти сложности.
- Президенты клубов жаловались на несправедливость распределения доходов между клубами и Лигой, которая забирает большую часть рекламы и все телеправа, но ничего не платит клубам...
- Мы будем решительно противодействовать такой политике. Когда я ознакомился с положением дел в КХЛ, то пришел к неутешительному выводу: получается, что не КХЛ существует для клубов и хоккея, а наоборот. Так дальше дело не пойдет. В Лиге давно назрела необходимость ревизии системы распределения доходов, в том числе и от коммерческой реализации телевизионных прав на трансляции игр регулярного чемпионата и плей-офф. Клубам Лиги нужны ресурсы для развития хоккея в регионах России. Например, уверен, им нужно отдать доходы от продажи телеправ на показ их домашних матчей.
- В Лиге новый председатель Совета директоров, хоккейного человека Вячеслава Фетисова сменил ваш коллега, один из крупнейших предпринимателей страны Геннадий Тимченко, как это может изменить лицо Лиги?
- Приведу только один, но более чем убедительный пример. Геннадию Тимченко на посту президента и председателя совета директоров ХК СКА удалось за одни только год радикально изменить профессиональное лицо клуба, обеспечить ему высокие спортивные рейтинги и превратить его в одного из ярких лидеров хоккейного марафона в рамках регулярного чемпионата КХЛ. Я уже не говорю о той огромной работе, которая была проделана в клубе в сфере спортивного маркетинга. У СКА – самая высокая посещаемость матчей и самый высокий уровень продаж билетов и абонементов, а также покупок спортивной атрибутики и сувениров. Это и называется грамотным бизнес-подходом. Геннадия Тимченко далеко неслучайно избрали председателем Совета директоров КХЛ. Это опытнейший бизнесмен, отличающийся горячим пристрастием к хоккею. К СКА и КХЛ он относится по-спортивному, болея душой за хоккейные результаты. Но одновременно он подходит к КХЛ и как к масштабному бизнес-проекту. Мы единодушны в том, что КХЛ - интересный и многообещающий рыночный продукт. Если его грамотно структурировать и организовать, уверяю, получится не хуже, чем в НХЛ. Поэтому многое в КХЛ будем ставить с головы на ноги. Только этим надо заниматься, ставя во главу угла спортивные интересы и престиж России.
strong