В Москве стартует международный турнир MoscowOpen - крупнейшее и самое успешное соревнование по уличному баскетболу в Европе. Интервью SBC дал один из главных идейных вдохновителей и организаторов мероприятия - первый вице-президент Ассоциации стритбаскета России.
Как вообще получилось, что вы стали спортивным менеджером?
Меня просто позвали проконсультировать по баскетбольным вопросам, ещё когда задумывался проект Reebok 3x3 - это было десять лет назад, в 2002 году. Я учился в МГУ, играл и в баскетбол на уличных площадках. Вот меня Андрей Петров, ныне работающий редактором на канале Россия 2 и пригласил выступить в роли консультанта.
То есть, это совсем с нулевого уровня?
Ну, было образование соответствующее - социологический факультет МГУ. Я изучал связи с общественностью, маркетинг. прошел спорт школу ЦСКА Да и вообще всегда в жизни всё организовывал.
Ну и насколько помогло образование в новом деле?
Образование - это только базис. А дальше только практика. Плюс - у меня был товарищ, достаточно известный человек в спортивном маркетинге - Андрей Дейнеко. До недавнего времени он был руководителем IMG Россия, а сейчас, если не ошибаюсь, работает в футбольном "Спартаке". Его обучали специалисты американские, а он, в свою очередь, передавал мне какие-то знания из американского маркетинга.
На данный момент можно сказать, что в России существует такая профессия - спортивный менеджер? Есть ли рынок труда, спрос на эту профессию?
Это очень сложный вопрос. В советский период в командно-административной системе вопросам спорта уделялось первостепенное идеологическое значение, поэтому систему подготовки спортсменов в Советском Союзе многие считают лучшей. Скорее всего так оно и было, но нет Союза, нет этой системы подготовки - и это надо понять и принять. Тогда открываются конкретные проблемы сегодняшнего дня. И их надо решать, а постоянное сравнение с прошлыми системами на данный момент не является актуальным и во многом носит популистский характер. Наш сегодняшний бич - административный ресурс, ставящий на второй и третий план реальные маркетинговые активности. Если его не будет, появятся возможности для настоящей конкурентной среды. Молодые ребята, способные стать хорошими управленцами есть, но нам, помимо всего прочего, не хватает специализации. Каждый специалист должен досконально разбираться в предмете - будь это футбол, баскетбол, или какой-то другой вид спорта. А у нас слишком большое количество людей из мира бизнеса просто привлекается в спорт, а там привычные им экономические законы и рычаги не всегда работают. В спорте много специфических вводных, которые необходимо знать. Нужно быть максимально информированным по всем вопросам и нюансам.
Сколько людей работает в Ассоциации стритбаскета и на организации MoscowOpen?
Постоянный штат работников ассоциации - около 10 человек. Примерно столько же - на аутсорсинге. На MoscowOpen 10 своих работников, около 15 менеджеров на аутсорсинге и около 150 - 200 прочего персонала.
Придя в уличный баскетбол, вы сразу поняли, в каком направлении нужно двигаться, на какие рычаги нажимать, для того, чтобы популяризировать эту дисциплину? Или всё делалось исключительно опытным путём?
Только опытным путём. Каждый год мы придумываем что-то новое. При этом это сначала пробуется в Москве, а потом уже в регионах. Любая инновация, её успех зависит от конкретных исполнителей на местах. Есть люди, лёгкие на подъём, способные реализовать свежую идею, а есть те, кто мыслит ещё категориями ДОСААФ. Для таких главное - кубки и грамоты. А стритбаскет, как ни крути, находится всё же в сфере массового, а не профессионального спорта. Это субкультура, а не просто система соревнований. Те, кто это понимал с самого начала - у тех всё хорошо получалось. А вот у тех, кто пытался развивать стритбаскет исключительно как спорт, результаты не радужные.
Велик ли процент удачных, реализованных идей?
Он очень высокий. Любая идея изначально лежит на основе какого-то серьёзного, большого анализа - изучения фокус-групп и всего остального. После идут уже корректировки. Могу сказать, что у нас не было ни одного заведомо провального проекта.
Сколько зрителей собирали турниры MoscowOpen в прошлые годы?
Если общее количество, то около 30 000 за три дня. Только игроков - около 4000.
В последние годы складывается впечатление, что уличный баскетбол стал популярнее своего "старшего брата", причём не только как занятие, но и как зрелище. Ваша Ассоциация стритбаскета собирает огромные толпы на свои мероприятия, тогда как на большом баскетболе арены зачастую пустуют.
Ну, не знаю, насколько используют это коллеги из большого баскетбола, но для нас очень важна такая вещь, как directmarketing. Это максимально плотная работа с базой. Мы собираем всю возможную информацию о наших, условно говоря, клиентах, оповещаем их обо всём, держим с ними контакт. Таким образом мы обеспечиваем, например, зрителями наши мероприятия. Постоянное расширение этой базы - одна из главных целей. И это непросто, ведь пласт преданных стритбаскету людей не является "вечнозелёным" - в этом его специфика. Какое-то время человек очень активно, преданно посещает все турниры и мероприятия. Этот цикл рассчитан, он составляет около 4-5 лет. Потом у человека появляется семья - и интерес падает. Смена поколений - перманентный процесс в стритбаскете.
Турнир MoscowOpen - безусловно грандиозное для стритбаскета соревнование. А как следует оценивать его с точки зрения бизнеса? Как успешный, как развивающийся, или как чисто имиджевый проект?
Конечно, этот прежде всего имиджевый проект Ассоциации стритбаскета. На самоокупаемость мы не выходим. Если взять только международную соревновательную часть - то её можно вывести, что называется, в ноль. Но у нас ведь есть ещё большая социальная нагрузка.
А есть ли в принципе предпосылки к тому, чтобы конвертировать внешнюю успешность и привлекательность MoscowOpen в самоокупаемость?
Есть. Уже сейчас этот турнир превосходит все мировые аналоги, не считая, разве что, Америки. MoscowOpen в самом деле имеет широкий резонанс в мире, влияет ни много ни мало на спортивный имидж страны. Это соревнование - наша визитная карточка.
Были ли прецеденты продажи прав на телетрансляции MoscowOpen?
Ну, будем откровенны: телевидение показывало нас только один раз, причём это был федеральный канал и показывал он нас в прямом эфире. Произошло это благодаря визиту на турнир первого лица государства. Дело в том, что у стритбаскета есть одна особенность: он роскошно выглядит вживую, но невероятно сложно передать все эти эмоции посредством телетрансляции.
Мы постоянно транслируем наши турниры в интернете - и это иногда даёт интересные результаты. Во-первых, смотрят нас не только в России, а во-вторых, иные показы превышают по количеству зрителей те же трансляции профессионального большого баскетбола.
Но в целом внимания телевидения нам не хватает, конечно. Нужно учиться работать с телевизионной картинкой, создавать качественный, красивый продукт. Для примера: я разговаривал в прошлом году с известным австрийским телережиссёром Михаэлем Кеглером, снимающим биатлон. Показал ему картинку с MoscowOpen и спросил, возможно ли снять его так, чтобы картинка была востребована телевидением. Он сказал, что это возможно, но его услуги мы не потянем.Он лично стоит не так много, но он пожелал очень дорогого оборудования, в несколько раз выше стоимости его работы. А у нас в стране пока некому создать такую картинку. Так что мы ждём профессионалов, способных это сделать.
Когда на MoscowOpen неожиданно пришёл президент Медведев, это была сумасшедшая реклама. Неужели после этого спонсоры не выстроились в очередь?
Реклама была хорошая, mediavalue был роскошным. Но Медведев же не говорил спонсорам, что нам нужно помочь. Это не наш путь, мы хотим развиваться эволюционно. К тому же наш спорт, повторюсь, прежде всего массовый, он несёт социальную нагрузку. Совмещать его как-то с коммерческой составляющей - это уже наша работа.