2. В британских, немецких и французских футбольных клубах использование систем управления лояльностью, решений для учета и продаж абонементов и билетов – такая же обычная практика, как в любом российском офисе – использование пакета Microsoft на рабочих местах. Есть хоть один клуб у нас, который может похвастаться таким же уровнем информатизации?
3. Есть ложная аксиома убыточности спортивных организаций. Топ-менеджмент отводит ИТ небольшую роль, не видит потенциала для бизнеса. В этих условиях любое, даже недорогое и несложное решение внедрить весьма затруднительно. Спорт не будет прибыльным, пока владельцы спортсооружений не осознают, что ИТ – не статья расходов, а способ получения дополнительной прибыли, повышения конкурентоспособности и обеспечения очевидных преимуществ, как для зрителя, так и для владельца бизнеса.
4. Любое ИТ-решение призвано увеличивать капитализацию компании-заказчика и прибыльность бизнеса. Чем выше инвестиции в информатизацию спортобъекта, тем прибыльнее он будет в будущем. То есть в перспективе дополнительный доход принесут броадкаст, система управления лояльностью посетителей, учет посещаемости, подготовка программы, учет бизнес-процессов продаж на территории спортсооружения, привлечение рекламодателей и т.д. и т.п.
5. Даже безопасность создает потенциал для получения прибыли в спорте. Не каждый готов пойти на футбольное дерби всей семьей, со своими детьми, потому что не все уверены в безопасности мероприятий. А если бы уверенность была, то посещаемость матчей могла быть еще выше. Этот же фактор влияет на рост популярности спорта, вовлечения молодого поколения и формирования культуры посещения спортивных зрелищ.
6. Если хотите, мой топ-3 ИТ-решений для спорт-объектов выглядит так:
- комплексные системы безопасности, в т.ч. ситуационные и диспетчерские центры, решения для энергосбережения;
- билетно-пропускная система, интегрированная с системой управления лояльностью;
- building management system – система удаленного управления объектом недвижимости, в том числе медийные системы, системы учета продаж на территории объекта.
7. «Мозговым центром» для создания высокотехнологичной инфраструктуры стадиона или любого другого спортивного сооружения является системный интегратор. Желающих «погреться у олимпийского огня» в этом смысле сейчас достаточно много и здесь очень важно не ошибиться с выбором партнера. Компания-интегратор должна обладать не только обширным опытом в области проектирования, создания и внедрения инженерной, телекоммуникационной и ИТ-инфраструктуры, знаниями экологических норм, международных стандартов, требований КСБ. Пожалуй, наиболее мощным конкурентным преимуществом являются практические знания компании-интегратора того, как устроена сама спортивная система: управляющие органы, клубы, лиги, союзы болельщиков и др. Только таким образом можно преуспеть в реализации инновационных, полностью интегрированных спортивных объектов, представляющих собой пример комплексного подхода, в рамках которого учтены интересы всех – от владельцев спортивного объекта до самих болельщиков.
8. Любой заказчик, владелец спортивного сооружения или спортивный клуб должен сначала выстроить внутри себя структуру, под которую подстраиваются ИТ, а не наоборот. В результате ИТ поможет достичь целей образования этой структуры. Есть примеры, когда российский заказчик из сферы спорта получал современную ИТ-инфраструктуру, но бюрократические барьеры не позволяла применять ее. Скажем, несколько юрлиц заказчика не могли пользоваться единой сетью.
9. Мы утратили лидерство СССР в спорте, и спортом у нас регулярно занимается небольшой процент населения России – не больше 12% против 30% в Европе. Для возвращения массовости спорта не хватает современных спортобъектов, требуется еще не один год на возведение новых и переоснащение старых спортивных сооружений.
10. Со временем, я уверен, проблемы спорта будут решены. Мы можем достичь такого же уровня развития инфраструктуры, какая создана в развитых странах. Об этом говорит и опыт проектов «Астерос». Сейчас новые спортивные сооружения строятся и оборудуются по всем международным требованиям, так что есть все возможности наверстать упущенное.