Фрай Пол Отто скончался в марте этого года в возрасте 89 лет. Если задуматься, какое место он занимает в ряду величайших архитекторов, дело не в том, что он создал новый язык и форму зданий, но в том, что ему это удалось до появления прорывных технологий и компьютерного моделирования, что в наши дни воспринимается как данность.
Посмотрите на крышу Олимпиаштадиона в Мюнхене. Он был построен к Олимпиаде-72, которая была омрачена атакой террористов. Если кто-то из вас застал те времена, вспомните, как выглядел офис архитектора… Доски для рисования, треугольники и линейки, неизбежный запах стальных пепельниц, логарифмические линейки и нелепые калькуляторы.
Я хочу сказать о том, что когда Фрай Отто создавал свои чудесные свободные формы, исследовал их натуральную красоту и потенциал, и разрабатывал уникальные архитектурные решения в их чисто простоте, он работал без современных компьютеров и расчетной поддержки.
Учитывая доступное оборудование, по сегодняшним стандартам он был ультраинноватором. Сейчас мы можем создать полную виртуальную модель с тысячами изображений, а вот Фрай Отто и Гюнтер Бениш рисовали все от руки. Рисование тогда было очень дорогим и трудозатратным процессом, что сказывалось на количестве рисунков. Пробелы должно было заполнять воображение.
Компьютерные модели в наши дни позволяют архитектору «путешествовать» по форме, чтобы проанализировать ее с каждого угла и внедрить окружающий контекст, чтобы оценить их сочетание. Можно каждую секунду понимать, как взаимодействуют свет и тень. Иными словами, компьютерные технологии стали инструментом быстрого исследования и погони за экономической эффективностью.
Работы Фрая Отто, особенно в Мюнхене, имели колоссальное влияние на поколения лучших архитекторов, и опосредованно на самые впечатляющие спортивные сооружения. В этом плане он не изменил направление архитектуры, но открыл новый жанр. Проще говоря, он – отец современной текстильной архитектуры.
Помимо этого, его работы породили целую область исследований. Некоторые согласятся, что он был прирожденным инженером, как и архитектором, поэтому его стадионы – особенно их крыши – предоставляли широкие возможности для творчества, что явно выражалось в итоговом результате.
Долгое время мы шли от перегруженных структур к рамочным строениям, архитекторы пытались отказаться от структурных элементов. Помните, когда-то чудесные «лишние» элементы (трубы!) придавали крышам старомодный облик.
Фрай Отто пошел по другому пути. Он не только пробил почву для инновационных архитектурных форм, он заново разжег интерес к структурным элементам как инструмент в арсенале архитектора.
В какой-то мере жаль, что Фрай Отто не родился на 50 лет позже: он бы добился большего, используя современные инструменты. Или скажем наоборот: жаль, что ИТ-революция не произошла несколькими десятилетиями ранее.