Айдар Махметов, директор департамента по связям с общественностью АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», Казахстан, заслуженный мастер спорта, рассказывает о впечатлениях с конференции Football’s Digital Transformation в Берлине
По приглашению Financial Times, 30 октября 2014 года я принял участие в международной конференции Football’s Digital Transformation в Берлине, которая была организована компанией IFA – International Football Arena при содействии ФК Chelsea, а также WIS@key, Deutsche Telekom, Audi и медиапартнерстве вышеупомянутой FT. То есть уже само участие подобных грандов бизнеса (за исключением WIS@key, каюсь, но о такой компании услышал в первый раз) подразумевало очень качественное мероприятие с отличным составом участников. И мои ожидания оправдались.
Так, например, спикерами выступили такие знаковые персоны, как Луис Коррейя, CEO компании Gestifute, управляющий футболистов Криштиану Роналдо, Хамеса Родригеса, Радамеля Фалькао и гуру-тренера Жозе Моуриньо; Штефан Меннерих, директор по медиаправам и IT ФК «Бавария», Мюнхен; представители ведущих социальных сетей Google, Twitter Facebook и многие другие. А всего в конференции участвовало более 200 гостей, причем свободных мест в огромном зале практически не было.
Большая часть мероприятия была, естественно, посвящена роли SMM в сегодняшнем футболе.
Самыми интересными, с моей точки зрения, были презентации Луиса Коррейи и Штефана Меннериха.
Коррейя представил любопытные цифры о Криштиану Роналдо. Так, например, оказывается, Роналдо:
– самый популярный атлет в «Фейсбуке» с 100 128 744 подписчиками! У идущего на втором месте Месси – 73 956 395 подписчиков. На 3-м – старина Бекхэм с 49 489 602 читателями. В «Твиттере» среди всех мировых топ-звезд Криштиану занимает почетное 10-е место с 50 512 246 подписчиками. На первом месте Кэти Пэрри – 57 670 168 фолловеров. Президент США Барак Обама, например, на 3-м месте – 47 468 015, а Леди Гага на 5-м – 42 365 206;
– в «Твиттере» у Роналдо больше читателей, чем у CNN и New York Times вместе взятых! А эти уважаемые во всем мире медиаресурсы имеют на двоих чуть более 28 млн подписчиков;
– в «Фейсбуке» у Роналдо больше читателей, чем у «Манчестер Юнайтед» и «Челси»! (Все данные на 30.10.2014, на сегодня все эти цифры, конечно же, еще выросли).
То есть Роналдо с полным правом можно назвать «ходячим медиахаусом»J. На мой вопрос, занимается ли хотя бы иногда Роналдо постами и ответами на вопросы читателей, Коррейя ответил, что Криштиану обычно диктует то, что он хочет сообщить специально подобранным сотрудникам, которые отслеживают все информационное поле и дают профессиональные советы, как на что реагировать.
Презентация Меннериха поразила меня профессиональным подходом: лаконичные, но чрезвычайно информативные слайды сменялись завораживающими видеоспотами футбольных моментов с любимыми и сразу узнаваемыми игроками «Баварии». Все двадцать минут выступления, несмотря на то, что презентацию Меннериха поставили одной из заключительных и участники, по закону жанра, должны были устало позевывать в предвкушении заключительного фуршета, от слайдов невозможно было оторваться.
Понравились также интересные замечания других выступающих, наподобие того, что в отличие от шоу-бизнеса, где можно одновременно любить, например, Шакиру и Леди Гага, в футболе невозможно представить ситуацию, когда болельщики могут в одно и то же время «фанатеть» от «Реала» и «Барселоны».
Многие спикеры делали упор на важность более тесной работы с болельщиками в целях повышения монетизации SMM. Так, глава компании WIS@key Карлос Морейра считает, что в будущем выигрывать от коммерциализации будут те команды и компании, которые научатся предугадывать (predictability) желания своих болельщиков. Это касается и мерчандайзинга, и развлечений, и проведения социально значимых мероприятий. Кроме того, еще большую роль будет играть быстрое реагирование в виде разработки креативных маркетинговых подходов. Например, компания «Сникерс» удачно воспользовалась ситуацией с укусом Суареса на недавно прошедшем чемпионате мира по футболу и сразу же создала рекламу в серии Get some nuts. А один из спикеров пошутил, что у «Манчестер Юнайтед» все окрашено в цвета команды, кроме туалетной бумаги, имеющей цвет футболок команды «Манчестер Сити»J.
Не обошли вниманием спикеры и влияние SMM на бумажные носители информации. Большинство участников признало, что в эпоху развития Интернета и SMM, на первый план выступает скорость выхода материала, однако при этом серьезно страдает его качество. Сейчас наиболее популярны среди читателей короткие информационные сообщения, а большие глубокие аналитические статьи оказываются интересными лишь экспертам. И это тоже один из трендов будущего.
Конференции также поразила своей профессиональной организацией. Несмотря на высокое представительство спикеров и большое количество сессий, регламент всех выступлений соблюдался неукоснительно и не был нарушен ни на минуту(!). Все было четко отлажено и размаркировано, так что всегда было понятно «что», «куда» и «зачем».
Хотя другого от немцев в моей любимой Германии, где я провел 7 лет своей жизни, ожидать и не приходилось.
Источник журнал "СБК. Спорт Бизнес Консалтинг"№18 Февраль/Март