Управление издержками при строительстве стадионов – простая наука, если придерживаться определенных правил
Разнообразие данных о стоимости стадионов создало миф, что расчет этих показателей – целое искусство, и это делает финансовое планирование крайне затруднительным. На самом деле это не так. Процесс может быть упрощен, если принимать ключевые решения в зависимости от функциональности с самого начала, чтобы обеспечить круглогодичную максимизацию прибыли.
Чтобы максимизировать прибыль объекта, нужно сперва определиться, каким образом использовать пространство: ориентировать его на работу в дни матчей (для частных стадионов) или организовать дополнительные услуги, обеспечивающие устойчивое развитие стадиона (для стадионов в муниципальной собственности). Часто считается, что стадион – это симбиоз различных специальных зон, что делает расчет его стоимости сложным. На самом деле при анализе данных выясняется, что планировать все довольно просто. Специальные пространства на стадионе составляют лишь треть стоимости стадиона, а вот трибуны – почти 60%. Стоимость трибун определяется вместимостью и функциями объекта в обычные дни.
Стадионы могут генерировать колоссальную прибыль в дни матчей, поскольку на них играют крупные профессиональные клубы, способные привлекать значительную аудиторию. Но генерирование доходов в остальное время требует коммерческого подхода, и постоянную эксплуатацию стадиона обеспечит строительство баров, торговых площадей и зон гостеприимства. Их строительство обходится дороже, но размещение в правильных местах окупит себя сполна.
Общественные стадионы, как правило, имеют меньшую вместимость и обходятся дешевле, но обычно не подразумевают коммерческого использования, так что затраты окупаются куда сложнее. Но это не катастрофично. Нужно подумать, какие услуги можно добавить на стадион, чтобы генерировать доходы. Например, закрытое пространство, образованное трибуной, можно превратить в привлекательное место для мероприятий, что превратит стадион в центр общественной жизни. Очень важно тесно работать с партнерами из локального сообщества, чтобы на объекте было адекватно воспринимаемое пространство. Кроме того, заключение сделок и совместное использование возможностей объекта с другими организациями также поспособствует операционной эффективности.
Как в частных, так и в общественных проектах ключевое значение приобретает гибкость по отношению к меняющимся требованиям, например, в случае проведения крупных мероприятий мирового масштаба. Грамотные инвестиции обеспечат коммерческое преимущество стадиона, если речь пойдет о привлечении артистов мирового уровня или крупных соревнований, что, в свою очередь, обеспечит устойчивое существование и развитие арены. Этого можно добиться в простой и экономичной манере с минимальными расходами на инфраструктуру, если дело дойдет до будущих изменений.
Вне зависимости от типа стадиона, который вы строите, новое это строительство или модернизация, всегда можно добиться высокой отдачи от инвестиций. Оставляя простор для изменений и используя стадион в дни, когда матчи не проводятся, можно максимизировать доходы и повысить ценность актива – арены.
Автор: Крейг МакЛеллан, глава отделения спорта и отдыха консалтинговой фирмы Gardiner & Theobald
Источник: , 2nd quarter 2015