Кто организует спартакиады и турниры для рабочих заводов и офис-менеджеров?
Корпорациям сложно самостоятельно организовывать крупные турниры, для этого нужны целые отделы с десятками человек.
Некоторые заказчики стремятся проводить корпоративные соревнования на почти профессиональном уровне с большим количеством дисциплин и подробной статистикой. Корпоративный турнир – это не только соревнование, но и развлечение. Только матчами и забегами для сотрудников ограничиваться нельзя.
На рынке корпоративных соревнований много демпингующих компаний. Из-за этого сильно страдает качество.
Развитием массового спорта в России занимаются не только федерации, но и крупные корпорации. Чтобы приучить сотрудников к здоровому образу жизни, повысить их лояльность и создать благоприятный образ бренда, компании готовы тратить миллионы рублей на корпоративные турниры. О том, кто и как их организовывает, мы узнали на примере агентства спортивного маркетинга Vsporte.
Судьи на заказ
Компания Vsporte работает в сегменте корпоративных турниров с 2012 года. За это время она провела множество спортивных мероприятий для крупных компаний. В их числе – «Сибур», «Роснефть», «Газпром», «Новатэк», РЖД и многие другие. Поначалу Vsporte работала в других нишах, но выйти на рынок организации корпоративных соревнований вынудила конкуренция.
«Нашим главным направлением были трансляции и видео для корпоративного и любительского спорта, – вспомнил, с чего все начиналось, генеральный директор Vsporte Максим Остапенко. – Но чтобы стать лидерами в этом сегменте, нам были нужны конкурентные преимущества: например, дополнительные услуги. Мой коллега Сергей Пирязев на тот момент уже имел большой опыт в проведении спортивных и корпоративных мероприятий, поэтому мы выбрали именно это направление».
Большинство заказов компания получает от event-агентств. Обычно они занимаются открытием и закрытием мероприятий, а организацию непосредственно соревнования отдают на подряд, потому как у них нет собственного спортивного отдела. По этой причине Vsporte практически не участвует в тендерах, потому как корпорации выбирают исполнителя среди event-агентств, но те обращаются к Vsporte еще на стадии торгов.
При проведении соревнований организатор отвечает за аренду площадки, найм судей, организацию работы секретариата турнира, изготовление наград, подарков, сувениров, подведение итогов и так далее. Но крупное событие может также включать проживание, перелеты, экскурсии и развлечения для сотрудников и членов их семей.
«Мы уверены в том, что делаем, поэтому почти никогда не берем деньги вперед. Заказчик платит, если его все устроило, и мы еще ни разу не сталкивались с отказом платить», – рассказал Сергей Пирязев, руководитель направления спортивных мероприятий Vsporte.
Event-агентства, с которыми сотрудничает Vsporte:
- Advanza
- Коммуникационная группа «Событие»
- Carlo
- Подъежики
- Redday
- Ark Connect
- Coral Promo
- ICON
- A1
Сергей Пирязев подчеркивает, что Vsporte тоже готова взять на себя все аспекты проведения корпоративных соревнований. По этой причине “Роснефть” и Московская биржа обращаются к компании без посредников.
Аутсайдеры тоже хотят играть
В целом ситуация на рынке такова, что чем больше корпорация, тем сложнее ей провести качественное мероприятия своими силами. Штат корпораций – это тысячи людей, и при организации соревнований без помощи сторонних агентств не обойтись.
«В крупных фирмах, как правило, есть специалист, который курирует спортивное направление, – отметил Максим Остапенко. – Но его роль обычно ограничивается подготовкой тендеров, формированием технического задания и выбором подрядчиков. Для организации крупных соревнований может потребоваться 20-30 человек, и нет смысла содержать такой солидный штат».
Свое место в Сочи
Корпоративные турниры – это лишь одно из направлений работы агентства Vsporte. Компания также занимается трансляциями соревнований и мероприятий, снимает документальные и фильмы и рекламные ролики, а еще проводит учебно-тренировочные сборы и спортивные мероприятия на собственной базе. В расположенном в Сочи комплексе сдаются в аренду три футбольных поля разных размеров, бассейн, а также универсальные площадки для волейбола, баскетбола, гандбола и тенниса. Кроме того, Vsporte обеспечивает проживание и питание участников сборов. Причем в агентстве не считают приоритетным одно какое-то направление, а стараются развивать все четыре равномерно.
По словам Максима Остапенко, до пандемии многие крупные компании обращались за организацией корпоративных мероприятий, но из-за коронавируса некоторые соревнования пришлось отменить. И все же традиция корпоративного спорта в России уже прижилась. Скажем, «Роснефть» проводит Спартакиады последние 20 лет. Это одно из крупнейших подобных событий в стране: летняя программа включает соревнования по футболу, волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, теннису, шахматам и другим видам спорта. Зимой сотрудники «Роснефти» соревнуются в хоккее, конькобежном спорте, лыжных гонках и даже в эстафете на санях.
Примеры соревнований, организованных агентством Vsporte:
- Летняя и зимняя Спартакиады, а также турниры «Роснефти»
- Спартакиада АФК «Система»
- Спартакиада «Башнефть»
- Футбольная Лига Безопасности
- Лига Московской биржи
- Фестиваль ко Дню железнодорожника
У солидных компаний есть финансовые возможности для проведения турниров, но чем больше корпорация, тем масштабнее должно быть соревнование. Это подразумевает участие сотрудников разных филиалов и, соответственно, сложную логистику. Так, например, агентство Vsporte несколько лет проводило соревнования ко Дню железнодорожника, в которых принимали участие 10 тысяч человек со всех концов страны. Специфика таких событий такова, что только спортивной составляющей при их проведении ограничиваться нельзя.
«Наша задача – объединить, развлечь и повысить лояльность, – отметил Максим Остапенко. – Опыт крупных турниров говорит о том, что участники хотят не только соревноваться, но и хорошо провести время. Это значит, что должен быть развлекательный контент. Например, для Дня железнодорожника мы организовали зону здорового образа жизни и встречи с игроками профессионального футбольного клуба, чтобы участники, далекие от спорта, тоже смогли найти для себя развлечение».
Ключевое отличие корпоративного турнира от любого другого – это распределение внимания к его участникам. На официальном или коммерческом соревновании организаторы фокусируются на сильнейших спортсменах. На спартакиадах и прочих стартах, куда съезжаются сотрудники компаний, все должны получить примерно равный по объему набор услуг и впечатлений.
Проведение «Спартакиады» на 2-3 тысячи человек обходится в 50-70 млн рублей. На ее подготовку уходит от двух месяцев.
«Если компания хочет, чтобы на турнире была организована трансляция, то показывать нужно все соревнования, а не только решающие, – подчеркнул Максим Остапенко. – Нужно проводить утешительные финалы, участники должны провести примерно одинаковое количество игр и так далее. И даже если сотрудники не умеют играть в футбол, это не должно сказываться на уровне эмоций и впечатлений».
Тонны бумаги для “Роснефти”
На корпоративных турнирах не выигрывают большие трофеи и не ставят мировые рекорды, но это не значит, что результаты не важны. Скажем, на Спартакиадах «Роснефти» уделяют особое внимание статистике.
«Нам поставили задачу составить полный отчет по всем забитым мячам, голевым передачам и так далее, – рассказал об опыте работы с «Роснефтью» Сергей Пирязев. – Мы израсходовали тонны бумаги, потому как в таких документах не допускаются даже помарки. Но мы уже привыкли к требованиям «Роснефти», поэтому не считаем это сверхсложной задачей. Хотя для агентства-новичка, наверное, это непросто».
Иногда организаторы корпоративных турниров вынуждены работать с заказчиками, которые не очень хорошо разбираются в спорте. Задача становится еще сложнее, когда компания не сопоставляет стоимость с конечным результатом.
«Цена напрямую влияет на качество, – подчеркнул Сергей Пирязев, – Конечно, можно организовать турнир за практически любые деньги. Например, некоторые заказчики готовы играть мячами за 900 рублей, а кто-то покупает по 10 тысяч. Мы сами с этим сталкивались, когда проводили турнир в Сочи. Заказчик самостоятельно закупил дешевые детские футбольные мячи, а они оказались слишком легкими. И когда взрослые дядьки выбивали их от ворот, ветер подхватывал и уносил мячи далеко от стадиона. Нам пришлось приостановить турнир, чтобы купить в ближайшем магазине нормальные мячи».
В качестве еще одного примера Сергей Пирязев привел ситуацию, которая также возникала из-за стремления заказчика сэкономить. Компания доверила Vsporte только судейство, а секретариат турнира у них был свой. Из-за неразберихи по итогам соревнования наградили совсем не тех: победителями объявили команду, которая заняла предпоследнее место.
В агентстве Vsporte организацией корпоративных турниров занимается 15 сотрудников
Оба примера иллюстрируют ситуацию на рынке в целом. Многие компании стремятся сэкономить и обращаются к тем агентствам, которые предлагают самую низкую цену. По словам Пирязева, конкуренты Vsporte (особенно из числа небольших агентств) стремятся зацепить заказчика низкой ценой, из-за чего заметно страдает качество многих корпоративных турниров в нашей стране.
Партнерский материал