Первый Международный хоккейный форум, прошедший в Москве, стал, скорее, поводом поговорить о проблемах отрасли, а не способом решить их
По количеству и составу участников первый World Hockey Forum удался точно. Не приехали заявленные изначально Уэйн Гретцки и Фил Эспозито, но и без них во время приветственных слов министра спорта России Павла Колобкова, президента Международной федерации хоккея Рене Фазеля, председателя правления Федерации хоккея России Аркадия Ротенберга и президента ФХР Владислава Третьяка большой зал конференц-парка московской гостиницы «Рэдиссон Ройал» был переполнен. При цене делегатских пакетов от 47 000 до 137 000 рублей организаторы не должны остаться внакладе, даже с учетом большого количества пригласительных. Другое дело, что значительная часть випов после вступления покинула форум. Все три зала во время выступлений были в лучшем случае полупустыми. С другой стороны, увидеть на сцене или среди зрителей можно было самых разных представителей хоккейного мира: руководителей клубов, бывших игроков, тренеров разных уровней, предпринимателей… Были даже гости из Непала!
Сложно сказать, помогут ли очередные несколько часов разговоров и презентаций развитию хоккейной индустрии (в основном, даже любопытные выступления не содержали в себе каких-то откровений для подготовленной публики), да и особой бизнес-активности увидеть не удалось. Но как статусное мероприятие World Hockey Forum состоялся.
Игра слов
Показательной получилась первая же дискуссия на тему «Стратегия привлечения и удержания: опыт профессионального хоккея», которую на удивление неуверенным и сбивчивым докладом открыл первый вице-президент ФХР Роман Ротенберг. Речь шла о достижениях федерации. Перескакивая со слайда на слайд, Ротенберг говорил и о катках для любителей, и об обучении судей, и об условиях работы национальной сборной… Не во всем соответствовал заявленной теме и Третьяк, который упомянул даже о введении уголовной ответственности за употребление допинга. Более конкретны были иностранцы. Почетный член федерации хоккея Швейцарии Питер Люти рассказал о программе, по которой маленькие и любительские клубы могут получить финансы на свое развитие, если покажут, что действительно серьезно занимаются хоккеем. В целом же все дискутирующие сошлись, что основная стратегия привлечения в хоккей как новых кадров (спортсменов, тренеров, менеджеров), так и новых болельщиков – максимально плотная работа с детьми, которые должны полюбить этот вид спорта, чтобы оставаться в нем в том или ином качестве на протяжении всей жизни.
В работе первого Международного хоккейного форума приняли участие более 700 человек из 25 стран
Слева направо: Аркадий Ротенберг, Рене Фазель, Павел Колобков, Роман Ротенберг, Владислав Третьяк, Александр Медведев
В двух малых залах конкретики было гораздо больше. В первом свои презентации проводили работающие в хоккее предприниматели, во втором – обсуждали подготовку молодых игроков тренеры (для них, кстати, были предусмотрены билеты по 15 тысяч рублей). Их семинар на первый взгляд выглядел наиболее узкоспециализированным. На деле же и там можно было услышать рекомендации, полезные любому менеджеру. Например, шведский специалист Йим Бритен, рассуждая о психологическом аспекте работы тренера, давал универсальные советы по управлению коллективом. «Надо быть для игроков не звездой, а учителем – только так они смогут правильно воспринимать ваши указания», – отметил Бритен, после того, как поделился соображениями о правилах общения на скамейке запасных и в раздевалке. А руководитель программы подготовки тренеров Финского хоккейного союза Юкка Тиккая отмечал важность стремления игроков к саморазвитию. «Сейчас это немного утеряно, но мы хотим, чтобы хоккеисты снова взяли на себя ответственность за собственное развитие и за развитие партнеров. Чтобы они были полностью вовлечены в тренировки, а не просто автоматически исполняли все, что им скажут, и чтобы они общались между собой, делились своими навыками с менее умелыми игроками», – сказал Тиккая.
Научный взгляд
С точки зрения организации выступлений и подготовленности докладчиков лучшей стала панель «Академический взгляд на стратегию привлечения и удержания в хоккее». И это логично: в ее рамках выступали профессора из России, США, Швеции, Китая, Южной Кореи и Франции. Так что получился настоящий, пусть и небольшой научный симпозиум с четко поделенными темами, лаконичными речами и свойственным ученым юмором. «Мы с коллегами подготовили 16 вариантов сценария, но все равно не смогли правильно сорганизоваться, – скромничал модератор дискуссии, заместитель директора Центра спортивного менеджмента МГУ Сергей Алтухов. – И все же я доволен: всего за два стандартных академических часа нам удалось содержательно поговорить на темы, которые заслуживают пары полноценных учебных курсов».
В «академической» панели, как и в целом на форуме много внимания уделялось азиатскому региону. Китай уже стал заметным игроком на футбольном рынке и начинает большую хоккейную программу. Внимание к спорту со стороны китайского правительства не случайно. «Спорт существует очень давно, но как бизнес он развивается относительно недолго – около 150 лет, – объяснил Лю Донгфенг из Шанхайского университета спорта. – Зато сейчас спортивная экономика растет очень быстро – в Британии, например, быстрее, чем экономика национальная. В Китае спорт составляет лишь 0,64% ВВП, зато он прибавляет ежегодно не по 7%, а по 15%». Пока в стране хоккей хоть сколько-нибудь развит лишь в трех городах, но заинтересованность правительства, очевидно, быстро расширит географию игры.
Другой темой, то и дело всплывавшей на форуме, стало сравнение хоккея с футболом. Где-то бросалось в глаза ревностное отношение к более богатому и популярному виду спорта, но где-то подходили к вопросу и более спокойно. Гийом Боде из Лионского университета вообще не уверен, что хоккею стоит конкурировать с футболом – даже в условиях, когда он, как во Франции, начинает по уровню приближаться к мировым лидерам. Кстати, Владислав Третьяк вообще не видит проблемы: «Мы любим и футбол, и хоккей, да и вообще, еще неизвестно, кто из них в России популярнее».
Отречение
Примерно в это же время на Первом канале принимали решение срочно заменить в сетке прямую трансляцию матча сборной России на передачи «Давай поженимся» и «Поле чудес». Причина – низкий рейтинг хоккейных трансляций с турнира, титульным спонсором которого этот канал и является. Эффект от неожиданной, хотя и не слишком удивительной замены усилило заявление пресс-службы Первого. В нем сообщается, что московский международный турнир был взят каналом под крыло исключительно по просьбе президента ФХР Владислава Третьяка. «Мы всегда считали необходимым, чтобы у всех российских зрителей, а не только подписчиков узкопрофильных спортивных каналов, был доступ к хоккею. Но данные измерителя не дают нам возможности продолжить эту традицию. В интересах телезрителей-болельщиков мы передаем каналу «Матч ТВ» бесплатно наши права на прямые трансляции», – говорится в заявлении. Звучит, как приговор, особенно жесткий на фоне докладов о развитии хоккея в стране и многочисленных интервью руководителей «Матч ТВ» о росте интереса страны к спорту.
Все свои
Прошла в рамках WHF и небольшая выставка. Минимум трое из участников которой – компании, связанные с Романом Ротенбергом. Это хоккейный клуб СКА, в котором Роман Борисович трудится вице-президентом, и принадлежащие ему производители спортивного питания Vitawin и спортивной экипировки «Спортконцепт». Еще два стенда из десяти заняли московский ХК «Динамо», президентом которого раннее был Аркадий Ротенберг, и «СМП Страхование», принадлежащее Аркадию Романовичу и его брату Борису. Но нашлось место и любопытным хоккейным разработкам. К примеру, лечебно-реабилитационный центр Минздрава предлагал всем желающим опробовать тренажер Centaur.
Еще более камерно все выглядело на второй день: официальная программа была рассчитана только до обеда, гостей она собрала меньше, а из трех залов работали два. В большом звучали общие слова о необходимости международного сотрудничества, а в малом тренеры устроили сессию вопросов и ответов. Виртуозно руководил ей Владимир Юрзинов – старший, который на трех языках общался с коллегами и с юмором комментировал происходящее. Его же слова и закрыли форум. «Нам удалось о многом поговорить, но главное, чем я доволен – самим фактом общения, встречи. Все с удовольствиями делятся телефонами, адресами, ссылками и смогут и дальше поддерживать профессиональный контакт». Пожалуй, это действительно было главным, ведь за два дня серьезных проблем не решить.