Руководство баскетбольной Единой лиги ВТБ традиционно опубликовало бюджеты российских участников турнира
В отличие от прошлых лет, обсуждение экономики клубов и самой лиги с журналистами прошло не в конце предыдущего сезона, а перед стартом нового. Утверждается, что это сделало данные более точными. Местом проведения пресс-конференции была выбрана «ВТБ Арена», где 25 сентября и состоится первый матч нового чемпионата «Химки» – «Зелена Гура» (Польша). А вот состав докладчиков остался неизменным: почетный президент лиги Сергей Иванов, президент Сергей Кущенко и генеральный директор Илона Корстин.
Состав российских участников Единой лиги ВТБ за последний год не изменился. Перестановка же в рейтинге бюджетов одна – петербургский «Зенит» более чем в два раза увеличил свои расходы вдвое, обогнав по этому показателю «УНИКС» и «Локомотив-Кубань».
Бюджеты (расходы) в сезоне-2018/19, млн рублей
В скобках – изменение по сравнению с сезоном-2017/18
- ЦСКА (Москва) – 2 860 (+187)
- «Химки» (Московская область) – 2 327 (+552)
- «Зенит» (Санкт-Петербург) – 1 794 (+940)
- «Локомотив-Кубань» (Краснодар) – 1 363 (+178)
- УНИКС (Казань) – 986 (+116)
- «Нижний Новгород» – 444 (+21)
- «Енисей» (Красноярск) – 232 (35)
- «Парма» (Пермский край) – 229 (+11)
- «Автодор» (Саратов) – 203 (+33)
Соотношение бюджетов самого богатого и самого бедного российского клубов лиги чуть уменьшилось – теперь бюджет ЦСКА больше бюджета «Автодора» не в 15,7 раза, а в 14,1 раза. Превосходство же армейцев над вторым местом и вовсе сократилось до 22% (два года назад оно превышало 84%). Расслоение в лиге все равно остается очень большим, однако Сергей Иванов не видит смысла введения механизмов, аналогичных финансовому фейр-плей в европейском футболе.
«Не вижу, как это сделать, как можно запретить частному спонсору вкладывать свои деньги в клуб, – сказал Иванов. – А „Парма“ и „Автодор“ потому и самые бедные, что финансируются региональными бюджетами, которые не могут позволить себе потратить два миллиарда на профессиональный баскетбол».
Согласно данным Единой лиги ВТБ, 6 из 9 российских клубов закончили сезон-2018/19 с прибылью. «Енисей» показал абсолютно одинаковые расходы и доходы, а «Локомотив-Кубань» и «Нижний Новгород» ушли в минус.
Финансовый итог сезона-2018/19, млн рублей
- ЦСКА (Москва) – +1,6
- «Химки» (Московская область) – +13,0
- «Зенит» (Санкт-Петербург) – +15,7
- «Локомотив-Кубань» (Краснодар) – -54,2
- УНИКС (Казань) – +76,0
- «Нижний Новгород» – -9,1
- «Енисей» (Красноярск) – 0
- «Парма» (Пермский край) – +5,7
- «Автодор» (Саратов) – +4,1
Главным источником доходов клубов остаются поступления по спонсорским договорам, бюджетное финансирование и субсидии, а также «пожертвования» и средства владельцев. К примеру, ЦСКА получил от «Норникеля», «Ростелекома», «Аэрофлота», ОАК и Nike как от спонсоров ₽1,6 млрд, а еще ₽1 млрд клубу перевел тот же «Норникель» в качестве вклада акционера. «Локомотиву-Кубани» «РЖД» перечисляет и спонсорские средства, и пожертвования. Больше половины доходов «Химок» относится к категории «Иные» (читай некоммерческие), а «Енисей» существует почти исключительно на деньги Министерства спорта Красноярского края. Баскетбольный «Зенит» спонсируют «Газпром» и связанные с ним компании, а еще четверть своих доходов петербургский клуб получает в виде вклада от ФК «Зенит», имеющего тех же спонсоров.
«Клубы либо не хотят, либо не могут зарабатывать на билетах», – считает Сергей Иванов. Ни одной российской команде Единой лиге ВТБ эта статья не приносит хотя бы 5% бюджета. По абсолютному значению неоспоримый лидер ЦСКА (₽113 млн), но это во многом объясняется матчами Евролиги. В лиге ВТБ армейцы в прошлом сезоне по средней посещаемости заняли лишь 6-е место.
Еще больше возмущения у почетного президента лиги вызвали данные клубов о заработках от мерчандайзинга и кейтеринга. Особенно удивительным выглядит прочерк в этой графе у «Химок».
В отчете не рассматриваются иностранные клубы – участники турнира сезона-2018/19: «Астана» (Казахстан), ВЭФ (Латвия), «Зелена Гура» (Польша), «Калев» (Эстония), «Цмоки-Минск» (Белоруссия).