Агрегаторы берут на себя роль администратора, кассира и маркетолога. Они работают по той же модели, что и Booking.com, Airbnb и службы заказа такси
Александр Меркулов,
руководитель FindSport.ru, сооснователь City Squash
Сегодня уже почти никто не «голосует», чтобы найти попутку, ведь для этого достаточно взять в руки смартфон. Цифровая революция полностью изменила взаимодействие пассажира и водителя, зарабатывающего частным извозом. Она же породила новый термин – «уберизация». Его обычно упоминают, когда говорят о сервисах, сокращающих дистанцию между клиентом и бизнесом. Отчасти уберизация затронула и спортивную сферу: любительские футбольные команды и организаторы небольших турниров теперь отправляются на сайты-агрегаторы, чтобы найти оптимальное место проведения матча или соревнования.
Идеала пока нет
Гус Хиддинк, возглавив в 2006 году сборную России по футболу, ратовал за повсеместное строительство новых полей. Первый в истории команды тренер-иностранец обратил внимание на значительное отставание нашей страны в вопросах инфраструктуры. За 14 лет ситуация изменилась незначительно, и, возможно, по этой причине в Европе работает гораздо больше агрегаторов, помогающих спортсменам найти подходящую площадку для матчей и тренировок. Полей попросту больше полей, и они постоянно конкурируют между собой.
Лучший способ рассказать о преимуществах футбольного поля или теннисного корта – разместить информацию о них в соответствующем сервисе. В большинстве крупных европейских стран работают свои платформы, причем многие стараются выйти и на соседние рынки. Например, австрийский агрегатор Eversports работает также с объектами в Германии. Испанский сервис Playtomic позволяет найти нужный корт не только в Мадриде или Барселоне, но и в Бельгии, Швеции и других частях Европы.
Оптимального решения для бизнеса и пользователей пока нет: спортсмен вынужден переходить с сайта на сайт, чтобы выбрать лучшее предложение. А владельцы спортивных объектов должны охватить как можно больше сервисов, чтобы не упустить клиента.
Стремление к простоте
Отсутствие единого игрока связано еще и с тем, что многие сервисы работают в узких нишах. Скажем, французский агрегатор Anybuddy специализируется на теннисе и бадминтоне. В Европе эти дисциплины популярны, теннисных клубов много, а специфика записи очень подходит для работы через агрегаторы. Расписание ракеточных видов спорта очень динамично, так что клиенту проще отслеживать изменения на одной платформе, а клубу это позволяет быстрее выставлять на продажи нереализованные часы.
Другие сервисы (например, британской OpenPlay и российский FindSport) пытаются объединить предложения из разных видов спорта, включая командные, фитнес, бокс и даже групповые занятия по йоге и танцам.
289 площадок доступны в Москве в агрегаторе FindSport.ru, и база постоянно пополняется
Но главное для всех этих проектов – стремление упростить коммуникацию между спортсменом и объектом. Современный агрегатор не должен быть справочным центром: это платформа, с помощью которой пользователь может отыскать по фильтрам нужную площадку, выяснить, где она находится и сколько стоит, зарезервировать ее и заплатить за аренду.
Агрегаторы спортивных площадок разных стран Европы
Агрегация доверия
Пробиться на высшие строчки поисковиков – очень сложно и дорого. Для небольшого спорткомплекса на пару футбольных полей это почти нереальная задача. Агрегаторы решают за пользователей проблему поиска, а площадке позволяют снять с себя заботы о продвижении в интернете. К тому же агрегаторы часто честнее со спортсменами, чем официальные сайты стадионов. Там есть объективные отзывы и оценки, а не стерильные описания услуг от ботов или маркетингового отдела (и тут вновь можно вспомнить Uber). Иногда спортсмены получают дополнительные возможности: скажем, GotCourts помогает найти не только место для игры в теннис, но и соперника.
Важно, что агрегаторы сами заинтересованы в том, чтобы пользователи оставались довольны. Конфликтная ситуация или прямой обман могут обернуться исключением площадки из базы сервиса.
Выгодная автоматизация
Отелям проще всего обрабатывать бронирования через Booking.com: главное правильно настроить все опции. По той же модели могут работать и спортивные объекты: они автоматически получают заявки через агрегатор и избавлены от риска бронирования одного поля на одно время сразу несколькими командами.
Агрегатор работает без обеда, выходных, сна и отпусков. И даже если поступает заявка по телефону, ее также можно отразить в сервисе, чтобы закрыть продажи на соответствующие часы.
Решается также проблема оплаты и (что, может быть, даже более важно) неоплаты. Например, на FindSport можно настроить автоматическое аннулирование неоплаченных бронирований. Скажем, если через сутки после поступления брони деньги не пришли, заявка снимается. Это помогает избавить спорткомплекс от простоя и быстро вернуть в продажу время, которое еще недавно было забронировано. Подобные функции заметно упрощают работу администратору и повышают экономическую эффективность спортивных центров.
Оптимизация позволяет сократить расходы на персонал, перераспределить средства на что-то более важное: закупку нового оборудования или увеличение числа полей. А это может стать преимуществом на фоне конкурентов – как тех, что также представлены в агрегаторах, так и тех, что пока еще только идут по пути цифровизации бизнеса.