Третья форма – поле для дизайнерских и маркетинговых экспериментов. Успешные варианты должны не только быть красивыми и оригинальным, но и нести смысловую нагрузку. Чтобы привлечь к ним дополнительное внимание, клубы устраивают конкурсы среди болельщиков, вспоминают значимые даты, сотрудничают с известными дизайнерами и выходят на новые рынки.
Текст: Юрий Истомин
Футбольные клубы стали обзаводится третьими вариантами формы с 1930-х годов. В регламенте Кубка Англии была прописана необходимость смены формы командами в случае совпадения основных цветов. На так как и запасные комплекты могли оказаться похожими, наготове держался и третий вид футболок. В современном же спорте дополнительная форма стала встречаться чаще благодаря маркетологам. Она расширяет ассортимент фан-шопов, дает возможность поэкспериментировать с клубными цветами и протестировать новые технологии технических спонсоров. В топ-10 самых продаваемых на Amazon футбольных форм прошлого сезона четыре позиции занимают именно третьи комплекты.
Конкурсы для фанатов
В сентябре футбольный ЦСКА представил третий комплект формы на следующий сезон. Через год черные футболки в клубном магазине заменят на фиолетовые. Их дизайн разработал болельщик армейцев Иван Семенов – от стал победителем конкурса, организованного ЦСКА и его техническим партнером Joma. В качестве приза Иван получил пригласительные билеты на матчи армейцев, клубную атрибутику и графический планшет стоимостью около ₽20 тыс. В общем, оригинальный дизайн достался ЦСКА почти бесплатно. Внешний вид футболки получился в меру строгим: фиолетовые узоры и силуэт башни домашней «ВЭБ Арены».
В клубе MLS (Главная лига соккера Северной Америки) «Лос-Анджелес Гэлакси» в начале 2010-х подобные конкурсы проводили регулярно, только победителей выбирали открытым онлайн-голосованием. Не обходилось без спорных ситуаций. Например, лучший дизайн 2013 года вызвал много нареканий: не все болельщики оценили попытку повторить форму середины 1990-х.
Игры с формой
Перед дебютом в РПЛ «Енисей» объявил, что будет выступать в футболках с узором из изображений львов и с детским рисунком пейзажей Красноярска. Непривычно пестрая форма привлекла огромное внимание. Позже выяснилось, что это был розыгрыш, но болельщики дизайн оценили. Футболки стали хитом: их дарили почетным гостям, отправляли за границу и активно раскупали в клубном магазине. При этом вся разработка и промокампания обошлись Енисею в ₽3000, а продавались футболки за ₽1700–2000 при себестоимости около ₽900.
Забота об экологии
В 2016 году adidas совместно с Parley Ocean Plastic изготовил форму, которая на 100% сделана из собранного в прибрежных водах пластика. К тому моменту компании уже сотрудничали в производстве кроссовок и пляжной одежды. Первые джерси из океанического мусора достались футболистам мадридского «Реала» и «Баварии», но в свободную продажу они так и не поступили. Форма не отличались особенным дизайном за исключением блеклых логотипов, что связано с особым методом нанесения краски. Спустя два года adidas повторил эксперимент с третьей формой «Реала», сделал дизайн более ярким и выпустил ее в продажу. Коралловый цвет должен напоминать об угрозе вымирания рифов из-за загрязнения океанов.
В MLS сотрудничество с Parley Ocean Plastic вышло на более масштабный уровень, благо все команды лиги экипирует adidas. В апреле 2018 года в честь Дня Земли каждый клуб получил третий комплект, изготовленный из переработанного пластика.
Футболки не содержали красителей, а потому были монохромными. Форму выполнили в едином дизайне: их отличали только черно-белые логотипы клубов и спонсоров. Очередной тур все команды провели в этих футболках – либо в белых, либо в серых. Необычную форму почти сразу раскупили. Правда, этому способствовала и сравнительно невысокая цена в первую неделю продаж – $85 против средней стоимости футболок MLS около $100.
Для акции ко Дню Земли MLS заказала дополнительные комплекты для всех своих 23 клубов
Свитер выходного дня
Именно с такой формулировкой был представлен альтернативный комплект формы хоккейного клуба «Спартак» на сезон-2020/21. На черных свитерах осталась традиционная горизонтальная полоса, но вместо привычного логотипа на ней появились выполненные шелкографией фотографии легенд клуба – разные для всех действующих хоккеистов «Спартака». Это делает форму вдвойне уникальной.
Праздники и годовщины
Знаменательный и памятные даты, история клубов – один из основных источников вдохновения для дизайнеров спортивной формы. Особенно в случае дополнительных комплектов, где авторам предоставляется значительно больше свободы.
В 2015 году Рио-де-Жанейро масштабно отмечал 450-летие. В том сезоне город был представлен в бразильской футбольной серии А тремя клубами. В честь праздника один из них, «Фламенго», добавил на третью форму, выполненную по классическому образцу с клетчатым красно-черным рисунком, полосы в цветах флага Рио-де-Жанейро – белого и голубого. Дизайн оценили не все как раз из-за появления чуждых клубу оттенков.
Ретро-форма чаще делается под клубные юбилеи. В большинстве случаев производитель ограничивается стилизацией. Радикальный вариант к 80-летию клуба подготовили «Тулуза» и Joma. Футболки напоминали старинный вариант и дизайном со шнуровкой на воротнике, и отсутствием спонсорских логотипов (даже производитель ограничился маленькими буквами на рукавах), и даже более плотным материалом.
«Манчестер Юнайтед» в 2008 году также использовал в дерби с «Сити» форму максимально приближенную к комплекту пятидесятилетней давности: однотонные красные футболки без логотипов, имен и прочих опознавательных знаков. Так клуб почтил память погибших в трагедии 1958 года, когда самолет «МЮ» разбился при взлете в аэропорту Мюнхена.
Эксклюзивный контент
Дизайн третьего комплекта формы может ничего не означать, но все равно вызывать интерес у болельщиков. Так поступил «Челси» в сезоне-2018/19, выпустив джерси бледно-голубого цвета. Самая интересная деталь формы – это специальный логотип NikeConnect. Отсканировав эмблему с помощью специального приложения, фанат получал доступ к эксклюзивному контенту и дополнительным возможностям – например, участию в разработке атрибутики вместе с дизайнерами Nike. Ранее эту же технологию использовали команд НБА.
Коллаборации
Наиболее мощные футбольный бренды давно пробивают себе дорогу в фэшн-мир. Вместе с известными дизайнерами они, с одной стороны, разрабатывают модные коллекции повседневной одежды, а с другой – создают уникальную форму. В 2014 году «Реал Мадрид» представил стильный черный комплект в восточном стиле. Футболки с изображением драконов разработал японский дизайнер Ёдзи Ямамото. Тираж этой фоомы был ограничен, и за шесть лет его цена на вторичном рынке выросла в три раза – с €70 до €300.
Как и полагается представителю Парижа, особенно активно работает с модными коллекциями французский «ПСЖ». Интересно, что для этого используется не основной бренд технического спонсора Nike, а его «дочка» Jordan. Результатом одной из коллабораций стал выпуск не третьей даже, а четвертой формы. По данным La Parisen, только за первый месяц «ПСЖ» продал 150 тыс. таких футболок на общую сумму €15 млн. Кроме того сотрудничество с Jordan увеличило фан-базу клуба в США, где продажи выросли на 470%
Благодаря партнерству с Jordan ПСЖ увеличил продажи в США на 470%
Благотворительность
Благотворительность – одна из самых распространенных тем дизайна третьих комплектов форм. Особенно такие партнерства распространены у английских футбольных клубов низших дивизионов. В последние годы альтернативную форму, созданную для поддержки различных благотворительных организаций представляли «Лейтон Ориент» (вместе с нападающим сборной Англии Харри Кейном, который когда-то дебютировал в этом клубе на профессиональном уровне, а теперь стал его титульным спонсором), «Стивенейдж», «Донкастер Роверс», «Бристоль Роверс», «Суинтон Таун» и многие другие команды.
Иногда презентация оказывается важнее дизайна. Так, альтернативную форму английского «Эвертона» на сезон-2020/21 представили игроки клубных команд для людей с инвалидностью. Презентация была приурочена к 20-летию работы программы «Эвертона» по помощи ливерпульцам с ограниченными физическими возможностями.
Презентация с участием футболистов-инвалидов помогла «Эвертону» увеличить продажи на 40%
Внимание к программе положительно сказалось на продажах. За пять дней болельщики купили на 40% больше футболок, чем в предыдущем сезоне.