Накануне открытия нового армейского стадиона генеральный директор ПФК ЦСКА Роман Бабаев и коммерческий директор клуба Андрей Зарубьян провели для СБК экскурсию по арене и подробно рассказали, как собираются на ней зарабатывать
«Атмосфера на трибунах станет нашей фишкой»
– Как менялся проект стадиона по ходу строительства?
Роман Бабаев: Принципиальных изменений не оказалось, только некоторые корректировки. Могу рассказать о самой заметной. Когда мы согласовывали проект с мэрией города, ее возглавлял Юрий Лужков. И по его настоятельной просьбе на крыше башни должен был быть расположен шар, символизирующий футбольный мяч. Дело в том, что ЦСКА, как известно, первый российский клуб, выигравший Еврокубок в 2005 году. И когда всю команду пригласили к мэру города, мы взяли с собой Кубок УЕФА, который, собственно говоря, является прообразом башни – украшения нашего стадиона. В кубок кто-то догадался положить мяч с автографами. Судя по всему, у Юрия Михайловича эта картина запечатлелась, и он решил, что здание должно быть примерно такой же формы.
С конструктивной точки зрения, с точки зрения эффективности использования, конечно, шар не совсем удачная идея. В начале строительства по согласованию с властями города удалось эту часть убрать. Наверное, смотрелось бы красиво, но уж очень сложно. Были еще изменения, но они носили незначительный характер. Проект, по сути, реализован в своем изначальном варианте.
Андрей Зарубьян: Если говорить не только о внешнем виде, то можно сказать, что кардинально изменилась организация питания на стадионе. Весь соответствующий блок переработали, чтобы сделать его максимально удобным для зрителей, чтобы мы могли накормить всех пришедших на стадион: и обычных болельщиков, и VIP-гостей. Просто изначально проект делали по советским нормам, а сейчас мы соответствуем последним международным стандартам и по скорости обслуживания, и по площадям, и по количеству касс.
Бабаев: Думаю, у нас будет одна из лучших систем организации общепита. Накормим всех вкусно и, надеюсь, быстро, что очень важно, потому что очереди – это одна из основных проблем во время перерыва и до начала матча. Очень постараемся, чтобы наши болельщики обслуживались как можно быстрее.
Зарубьян: А через небольшое время после открытия стадиона введем сервис оплаты заказа с помощью мобильного приложения. После этого готовый заказ можно забрать на кассе, или же вам его доставят до вашего ряда на трибуне.
– Есть ли у вашего стадиона прототип в России или за рубежом?
Бабаев: Наш стадион уникальный, аналогов нет. Более того, если поставить перед собой такую цель, то можно попасть в Книгу рекордов Гиннесса в качестве спортивного сооружения с наибольшим количеством офисной недвижимости, ведь наши башни являются неотъемлемыми частями единого многофункционального комплекса.
Если же говорить о спортивной составляющей, за аналоги брались английские арены: максимально близкое расположение поля к трибунам, четкая прямоугольная форма без каких-либо беговых дорожек. Многие из тех, кто побывал на стадионе в процессе строительства и сдачи его в эксплуатацию, обратили внимание на то, что атмосфера, даже без наличия пока еще зрителей и футболистов, впечатляющая. Дух захватывает от ощущения того, что являешься чуть ли не участником события. Очень надеюсь: это станет фишкой нашего стадиона, помимо архитектурной уникальности.
«Мы не отделяем стадион от клуба»
– Сильно изменился бюджет проекта за время строительства?
Бабаев: Нет, мы остались в рамках. Корректировка, конечно, произошла – все мы знаем, как меняется в последнее время курс доллара, а сделать полное импортозамещение невозможно. Многое инженерное оборудование просто не производится в нашей стране, так что мы его закупали в Европе и Азии. Это привело к объективному повышению стоимости. Но по некоторым другим направлениям удалось провести оптимизацию, поэтому бюджет не претерпел сильных изменений. Ну и нельзя не напомнить, что в рамках одного бюджета мы построили не только сам стадион, но и четыре башни, одна из которых – 38-этажная. Насколько мне известно, многие другие строящиеся стадионы по стоимости сопоставимы с нашим, но без этих почти 70 тыс. кв. м коммерческой недвижимости.
– Думаете ли вы об окупаемости стадиона, или это в принципе невозможно?
Зарубьян: Важно отметить, что стадион у нас не является отдельным юрлицом, он входит в структуру клуба. Поэтому, когда мы говорим про окупаемость, говорим про окупаемость всего футбольного клуба.
Бабаев: И мы много думаем об окупаемости. Во-первых, в матчдэй стараемся максимально эффективно реализовывать билетную и абонементную программы, VIP-ложи. Если нам удастся продать 70–80 процентов лож, это существенно увеличит доходную часть бюджета клуба. Во-вторых, есть исключительно коммерческая часть объекта, те самые 66,1 тыс. кв. м, которые могут использоваться не только под офисы, но и под бытовые услуги. Район вокруг населенный, развивающийся, много жилых домов – очень удачное расположение, что отмечает и наш партнер, брокер JLL.
Да, наверное, мы построились не в самое хорошее время, но надеюсь, ситуация стабилизируется. Уверен, если бы мы сейчас оказались в 2012 году, то и лож продали бы гораздо больше, и загрузка башен арендаторами была бы гораздо выше.
– Когда планируете выйти на операционную безубыточность?
Бабаев: Думаю, в течение двух лет. Возместить инвестиции – другое дело, это лет десять. Но полностью не окупается ни один стадион в мире. Ведь необходимо учитывать не только инвестиционные расходы, которые направлены на строительство, но и колоссальные эксплуатационные. Но в нашем случае, за счет коммерческой составляющей перспективы намного более радужные. Понятно, что и расходы были выше, и эксплуатация дороже, но, уверен, мы сможем реализовать задуманное. Кроме того, выбор в пользу того, чтобы не создавать для стадиона отдельное юридическое лицо, сделан и еще по одной простой причине – всем нам хорошо известны финансовые правила УЕФА. Надеюсь, при наличии такого дополнительного источника дохода у клуба в принципе не возникнет никаких проблем с прохождением процедуры лицензирования. Хотя мы и так на сегодняшний день являемся единственной российской командой, участвовавшей в еврокубках и не получавшей никаких замечаний в связи с финансовым фэйр плей.
«Двери нашего комплекса открыты для всех»
– На данный момент стадион называют «Арена ЦСКА». Вы планируете продать название?
Зарубьян: Планируем, ведем переговоры. Ищем идеального кандидата. Рассматриваем и автомобилестроение, и банковские институты, и компании, работающие в ритейле, и многие другие отрасли.
– Какие возможности получит такой кандидат, приобретя права на нейминг стадиона?
Зарубьян: Помимо стандартного спонсорского пакета с различными позициями, основным активом явится само название, которое будет располагаться в двух местах стадиона: на фасаде центральной трибуны перед основным и VIP-входами (по аналогии с «Эмирейтс» и «Альянс Ареной») и на башне, прекрасно видимой из многих точек Москвы.
– Предусмотрены ли на стадионе зоны для спонсоров в общедоступных пространствах?
Зарубьян: Пока такое не планировалось, но, если у спонсора появится желание, все осуществимо.
– Как вы определяете свою целевую аудиторию, какие основные группы видите и как планируете зарабатывать на них?
Бабаев: Очень широкий спектр.
С одной стороны, есть разные категории болельщиков: фанаты, ультрас, которые, как правило, размещаются за воротами; зрители с центральных секторов; клиенты VIP-сектора; арендаторы лож… То есть представлены все категории и с возрастной, и с социальной точек зрения.
С другой стороны, арендаторы бизнес-помещений тоже могут быть различными. Мы рассматриваем не только так называемых якорных арендаторов – большие компании и корпорации. У нас много запросов из сферы бытовых услуг, интересуемся мы и коворкингом – это актуальная тема. Вообще у нас нет предпочтений и ограничений. Если это добросовестный клиент, не занимающийся противозаконной деятельностью, двери открыты.
«Суперзвездам – скидки»
– Насколько выросли с переездом на новый стадион цены на абонементы и билеты?
Зарубьян: Тяжело сравнивать, потому что не совпадают сектора, но повышение незначительное. Все болельщики, с которыми мы обсуждали эту тему, единогласно высказались, что цены адекватные.
– Что входит в билет или абонемент на VIP-сектор?
Зарубьян: Отдельный вход, возможность припарковаться, качественная ресторанная еда, хостес, сопровождение до места, комфортные кресла с подогревом.
Арендаторы ложи получают возможность присутствовать в ней хоть каждый день. В том числе, конечно, и во время всех мероприятий, проводимых на стадионе. Уровень питания будет великолепный. И если его посчитать за 20–25 мероприятий на стадионе и поделить на количество мест в ложе, то на самом деле получается где-то 10–15 тыс. долларов с человека за сезон.
– Сколько лож уже продано?
Зарубьян: На сегодняшний день – порядка 30% из 125 лож.
– Какие неспортивные мероприятия планируется проводить на стадионе и как часто?
Зарубьян: Мы общаемся с организаторами концертов, но подписанных договоров пока нет.
Бабаев: Но есть запросы, в частности на лето следующего года, от крупных продюсерских компаний. Если честно, мы не ставим перед собой цель максимально загрузить объект концертами и неспортивными мероприятиями. Так или иначе, несмотря на все современные технологии, сильно страдает качество поля. Думаю, что одного-двух концертов или аналогичных событий нам хватит. Все-таки основной неспортивный источник дохода – офисная, коммерческая часть комплекса.
– Сколько будет стоить аренда стадиона под концерт? Станете ли вы предоставлять соответствующее оборудование?
Зарубьян: Зависит от звезды, которая приедет. Чем круче звезда, тем ниже цена, у нас такой подход.
Бабаев: От 6 до 10 млн рублей за мероприятие.
Зарубьян: Но многие берут дополнительные дни на подготовку. Опять же важный вопрос, чье покрытие поля – у нас своего нет, но мы можем арендовать.
Бабаев: Что касается звука и света, то, как показывает практика, все приезжают со своим оборудованием. Другое дело, что из-за конструктивных особенностей на нашем стадионе очень хорошая акустика. Мы сами были приятно удивлены в процессе тестирования всех звуковых систем, не ожидали такого качества.
«С музеем торопиться не стоит»
– Что еще планируется на стадионе?
Зарубьян: Музей, красивый и большой клубный магазин. Будет функционировать фан-клуб ЦСКА со своим офисом с отдельным входом.
– Ресторан станет работать только во время матчей?
Зарубьян: В игровые дни будут работать фудкорты, индивидуальное обслуживание лож, фуршет в VIP-секторе. Также планируется создание четырех VIP-баров в каждой башне с выходами на уровне скайбоксов как на центральную, так и на боковую трибуны для тех, кто хочет посмотреть футбол с другого ракурса. По каждому направлению определено и согласовано меню.
– Что предложите обычному болельщику?
Зарубьян: Хот-доги, гамбургеры и так далее. Плюс у нас будут фишки: закуска с сыром в виде свиных ушей, а также красно-синий бургер.
Для лож заявлено меню, меняющееся время от времени. Помимо этого, владельцы лож смогут делать дополнительные заказы в личном кабинете на сайте стадиона.Что касается нефутбольных дней, то для офисной части предусмотрена столовая на 300 посадочных мест, а VIP-бары станут работать как кафе.
– Каким будет музей футбольного клуба ЦСКА?
Бабаев: Концепция почти утверждена, мы определились с дизайн-проектом. Площадь музея составит 400 кв. метров. Открывается он примерно через год, потому что мы очень серьезно относимся к этой задаче. Думаю, это как раз тот случай, когда лучше потратить больше времени и сделать все действительно так, как мы запланировали. Потому что музей – это уникальное место, где саккумулируется практически вся история клуба. Очень важно никого не забыть, максимально рационально использовать пространство – оно все-таки не такое большое, а трофеев у нас очень много. И хочется их не просто выставить, а сделать это красиво: путь к трофею, основные герои, экспонаты… Не хотелось раньше времени раскрывать детали, но могу рассказать об одной фишке. Это будет музей-трансформер. Мы хотим сделать не отдельные комнаты, а максимально открытое пространство с модульными стендами, которые при желании можно менять. Таким образом, музей сможет постоянно развиваться, видоизменяться в зависимости от той или иной даты. Например, можно посвятить его полностью годовщине завоевания Кубка УЕФА или юбилею Всеволода Боброва. Чтобы болельщик, пришедший один раз, мог приходить еще и видеть что-то новое.
Источник журнал "СБК. Спорт Бизнес Консалтинг" №25 сентябрь 2016 г.