Текст: Алексей Лебедев, кандидат философских наук, редактор отдела спорта «МК», ведущий на радио «Спорт FM»
Социокультурный феномен спорта
Физическая культура и спорт существуют на протяжении многих тысячелетий, являясь одной из главных сторон человеческой жизни. А современный мир и вовсе невозможно представить без них. Спорт стал одной из важнейших сфер общества, настоящим социокультурным феноменом цивилизации. Это относится, безусловно, к обеим его ипостасям. И к постоянным занятиям физкультурой огромных масс людей (это и одна из популярнейших форм досуга, и средство укрепления здоровья и достижения физического совершенства), и к профессиональному спорту (способу достижения высших спортивных результатов и развитой форме коммерции).
При этом, как ни парадоксально, спорт как социокультурный феномен современного общества до сих пор не получил глубокого и соразмерного его значимости философского и социального анализа.
Едва ли кто будет спорить: социальные связки «спорт и политика», «спорт и идеология», «спорт и искусство», «спорт и нравственность», «спорт и философия», «спорт и бизнес», «спорт и здоровье личности и общества», «спорт и СМИ» сегодня стали как никогда весомыми и значимыми общественными отношениями. Уровень их развитости существенно влияет на функционирование всего общества, всех его подсистем, во многом определяя их динамику, востребованность и имидж у населения.
Говоря же о социокультурных функциях спорта, нельзя не обсудить спорт как средство формирования интереса к жизни и оптимизма, моделирования функций социума, подключения к политическим ценностям, физического совершенствования личности и нравственного воспитания.
***
Как подчеркивает известнейший теоретик и практик физвоспитания Михаил Боген, в доисторические времена спорта в нынешнем понимании, конечно, не было. Но потребность выжить уже была.
А выживание человека во многом определялось его превосходством над остальными. Выживал сильнейший. Более того – обеспечивал выживание семьи, рода, племени…
Но право стать сильнейшим надо было завоевать. Вначале это право завоевывалось в поединках со смертельным исходом. Затем – в поединках с особыми условиями, не подразумевающими гибель сражающихся (например, с тупым оружием – чтобы не терять сильнейших).
Затем появляется имитация боевых и охотничьих действий. Так возникли соревновательные упражнения, преимущество в исполнении которых и определяло сильнейших. Многие исследователи как раз и связывают возникновение спорта с переходом от такого способа разрешения конфликтов, который заканчивался уничтожением одного из соперников, к использованию для этой цели мирного противоборства.
***
Вообще говоря, в развитии спорта можно и нужно выделить два этапа: сначала он не был самостоятельной подсистемой культуры, затем стал таковой. И мы это прекрасно видим на примере античных и современных Олимпийских игр.
Как тонко подмечено в книге историка античной литературы Михаила Гаспарова «Занимательная Греция», не только древнегреческая культура стала тем зерном, из которого выросла вся новоевропейская культура, но и античные Олимпийские игры являются колыбелью, давшей жизнь спорту высших достижений в нынешнем понимании.
На те Игры участники и зрители стекались со всех концов греческого мира, включая нынешние Турцию и Францию (Марсель), Северное Причерноморье (Ольвия близ сегодняшней Одессы) и Египет (Александрия). До поры до времени там царствовал чистый дух соревнований: игра «без подножек», без нечестной борьбы.
Греки, по словам Цицерона, почитали олимпионика (олимпийского чемпиона) больше, чем римляне – полководца-триумфатора. На Олимпийские игры собиралась, как нынче в Сочи, вся элита греческого общества: драматурги, историки, ораторы, поэты, скульпторы, философы, художники.
Какие же функции выполняли Олимпийские игры в Древней Греции?
Во-первых, функцию объединительную: в остальное время греки ощущали себя только гражданами своих городов, нередко враждовали, а в Олимпии – объединялись, как, кстати, и во время трех остальных общегреческих праздников (все они сопровождались священным перемирием).
Во-вторых, Олимпийские игры удовлетворяли агональную (от греческого «агон» – конкурс) потребность общества.
В-третьих, именно в античной Греции утверждается мысль о том, что диалог является атрибутом свободной личности, а спорт может быть квалифицирован как особый тип агонистических диалогических отношений.
***
Олимпийские игры, как и вообще спорт в Греции, претерпели за многие века своего существования ко- ренную трансформацию. Изменилась их роль в жизни общества. Ко времени, когда Олимпийские игры сформировались (то есть в VIII и VII веках до н. э.), греческий спорт носил характерные черты того, что сейчас называется большим спортом. Победа на Олимпийских играх (как и на других общегреческих) доставалась только тем, для кого атлетика была основным делом жизни, хотя они и могли быть в то же время храбрыми воинами или политиками. В Олимпийских играх участвовали только состоятельные люди, кто мог ежедневно тренироваться, не заботясь о хлебе насущном, и платить деньги тренеру, обойтись без которого было невозможно и тогда.
Такими людьми в архаической Греции были, как правило, аристократы.
Но потом время в корне изменило дух олимпийских состязаний. Аристократия теряла позиции во всех сферах жизни – и в V веке до н. э. наступил коренной перелом. С одной стороны, появлялось все больше богатых людей незнатного происхождения. С другой – страсть к зрелищам и соревнованиям между собой городов привела к тому, что в Греции, кроме традиционных престижных игр, стало появляться все больше состязаний, куда атлетов привлекали ценными призами.
Уже и юноши из небогатых семей, обладавшие необходимыми физическими данными, имели полное право рассчитывать на карьеру спортсмена-профи, добывающего себе средства на существование, путешествуя с одних соревнований на другие. В том числе и на Олимпийские игры, где по-прежнему награждали только венками.
Долгое время победителями Игр постоянно становились спартанцы, но тотальная милитаризация физического воспитания в античной Спарте в итоге привела к утрате спортивного значения этого государства. И с начала VI века до н. э., с момента окончательного утверждения военного режима, имена спартанцев не появляются в списках олимпиоников.
Затем, впрочем, и сами античные Олимпийские игры канули в Лету – реку забвения, пострадав от христианских властей как «элемент языческой культуры».
***
В спорте ХХ века уже нашей эры обнаруживали себя те судьбоносные перемены, что готовили человечество к веку нынешнему. Имею в виду переход от механических, позитивистских представлений о человеке просто как о «груде мышц» к пониманию его как сверхсложной, не только органической, но и социально-духовной системы. Как писал Александр Генис в «Вавилонской башне», «спорт переводил часы ХХ века назад. Атлетизм вновь «склеивал» человека, разделенного на две неравные части – дух и тело…» Доказательством тому служили абсолютно необъяснимые в рамках механистической трактовки человека высочайшие спортивные результаты. К примеру, прыжок американца Боба Бимона на Олимпийских играх в Мехико в 1968 году на 8 метров 90 сантиметров! Долго считалось, что этот рекорд будет последним, но все же спустя два десятилетия и он пал. Другой американец, Майк Пауэлл, в 1991 году прыгнул на 5 сантиметров дальше Бимона. При этом атлетический прогресс невозможно объяснить только появлением новых снарядов, синтетических материалов, допингами и т. д. Главное – это развитие другой техники. Ментальной. Тут иногда осознанно, а чаще бессознательно происходит массовое возвращение к древним психофизическим практикам, связанным с концентрацией жизненной энергии. В сущности, спорт стал йогой современного Запада, уверен Генис.
***
Спорт как явление массовой культуры выполняет прежде всего гедонистическую функцию, эксплуатируя желание человека развлечься, посетив то или иное спортивное мероприятие. Люди в современном мире, подмечает Лидия Силич, все более ощущают необходимость в средстве, дающем возможность отдохнуть от избыточной информации, психического напряжения, сложных проблем личностного выбора и критического осмысления реальности.
Отдельно выделяется иллюзорно-компенсаторная функция спорта, одной из важнейших особенностей которой является стремление к эскейпизму – бегству от реальности в мир спортивных событий и жизни кумиров.
Нередко сегодня от человека требуется либо автоматизированная работа на конвейере, либо механическая работа с бумагами, цифрами, где не нужны душевные порывы и чувства. Это приводит к тому, что в различных странах подавление эмоций стало неотъемлемой частью повседневной жизни и культуры. Люди зачастую не способны общаться даже с близкими родственниками. В результате – многочисленные ментальные проблемы, которые решаются у разного толка психологов. Ранее в преодолении чувства одиночества, тревожности, отчужденности помогала религия. Теперь во многом эти функции выполняет спорт.
Ведь не только на концертах рок- и поп-звезд, но и на массовых спортивных мероприятиях мы можем наблюдать, по сути, коллективное вхождение в транс. Бывает, что стимулируется и агрессивное поведение. Это своеобразная плата за подавление эмоций. Достаточ- но вспомнить многочисленные стычки и драки болельщиков разных команд как в странах третьего мира, так и в благополучной Европе.
***
Итак, классификация важнейших социокультурных функций спорта в современном мире может быть представлена следующим образом.
Во-первых, реализация и совершенствование физических возможностей человека (метры, килограммы, секунды).
Во-вторых, гуманистическое развитие личности: воплощение игровой сущности человека, творчество.
В-третьих, социальная функция: использование свободного времени; социальная и индивидуальная психотерапия (спорт как средство формирования интереса к жизни и оптимизма); моделирование функций социума; физическое совершенствование личности; средство морального воспитания («Побеждать надо честно!», «Проигрывать тоже нужно уметь!»).
***
Ну и несколько слов об основных тенденциях развития спорта в XXI веке.
Это и глобализация: возможно, Международный олимпийский комитет (МОК) когда-либо осуществит выдвигавшуюся в СМИ идею – проведение Олимпийских игр в специальных городах, где будут построены специальные комплексы.
Это и все более узкая специализация спортсменов, и культивация новых видов спорта.
Это и более четкое осознание диалектически уровневой организации спорта на массовый и профессиональный.
Это, наконец, возрастание роли спорта как средства проведения досуга, моделирования различных жизненных ситуаций, укрепления здоровья и утверждения игровой (творческой) сущности человека.
Источник: журнал "Спорт Бизнес Консалтинг" №13 Февраль/Март 2014