Современная арена должна быть максимально гостеприимной не только для спортсменов, но и для организаторов различных шоу. Однако даже самые новые и качественные стадионы не всегда полностью учитывают концертную специфику. На международной конференции «Арена Форум 4.0» ведущие российские специалисты по организации масштабных шоу рассказали о проблемах, избежать которые помогло бы правильное проектирование.
Сергей Громов,
исполнительный директор Cirque du Soleil в России
Мы десять лет представляем Cirque du Soleil в России, организовав за это время 900 шоу на 18 аренах в 14 городах. Выступаем в крытых спорткомплексах вместимостью от 6 тыс. человек. При этом надо понимать, что используем до половины зрительских мест, так что на крупнейших российских площадках максимальная вместимость не превышает 5 тыс. человек. Зато приезжаем минимум на неделю: монтируем сцену и оборудование, проводим несколько шоу.
2,5 млн зрителей посетили выступления Cirque du Soleil в России за 10 лет
Наш золотой стандарт монтажа – один день. При начале работ в 8 утра к 16 часам все оборудование уже готово. Вечером, когда заканчивают работу остальные службы, приступаем к тестированию. Порядок монтажа почти всегда одинаков. Для начала на пол наносится разметка. Затем соотносим необходимые точки подвеса с возможностями здания. Далее монтируются и поднимаются наверх фермы и только потом – сцена. Декорации собираются отдельно, их подвозят позже. Среднее время демонтажа – 3 часа 45 минут.
Я выделил пять основных моментов, которые влияют на качество, скорость и безопасность подготовки арены к шоу.
Выставка и конференция «СпортОбъект»
Сергей Громов выступит деловой программе масштабного онлайн-мероприятия СБК, посвященного спортивным сооружений. Четыре тематических блока профессиональной дискуссии позволят рассмотреть все аспекты создания и работы арен.
«СпортОбъект» пройдет на платформе Biletum 20 ноября с 10:00 до 17:00 по по московскому времени.
Подробная программа и регистрация – по ссылке.
1. Проезд
Наше оборудование занимает от 22 до 34 грузовиков. Необходимо, чтобы как минимум четыре машины могли встать вблизи от грузовых ворот. Вся техника на колесах, так что после разгрузки ее можно просто катить. Для этого необходим ровный асфальт, а еще лучше дебаркадер, но, к сожалению, в России я такого не встречал, приходится разгружать на высоте около метра от пола. Естественно, важно, чтобы нулевой этаж был вровень с улицей, даже если сама арена спроектирована на втором этаже или выше.
Грузовые ворота – простая вещь, понятно, что они должны быть не меньше размера контейнера или хотя бы еврофуры (2,5 × 3 м). Но в краснодарском «Баскет-Холле» – а это хороший проект, такие же дворцы есть еще в Казани и Калининграде – грузовых ворот нет, приходится проносить все через обычные двери. А в Тольятти ворота низкие, и большие декорации через них не проходят.
Еще у нас любят класть плитку от грузовых ворот до арены. После нескольких шоу она разрушается.
Конечно, нужны грузовые лифты. Вот во Дворце игровых видов спорта в Екатеринбурге почему-то не подумали, что на второй этаж может попасть что-то тяжелее волейбольного или баскетбольного мяча. Приходится самим строить подъемные конструкции. Хорошо, когда на пути к самой площадке нет препятствий: колонн, сужений. Но у нас в стране очень любят порожки у каждой двери – и колеса всегда упираются. Мы делаем рампы, возим с собой, потом предлагаем иностранцам забрать, они отказываются: «Такое только у вас». Бывают и другие неровности. В сочинском «Большом» внутри, прямо вокруг площадки, есть прекрасная широкая дорога, очень удобно. Но и у нее в одном месте рампа для выхода на уровень льда. Почему так – непонятно.
150–200 рабочих занимаются монтажом сцены и оборудования для шоу Cirque du Soleil
2. Крыша
Мы вешаем под потолок 40–60 тонн. Конечно, распределенно: нагрузка на ферму кровли составляет от 8 до 15 тонн. Но часто, когда впервые приходим на площадку и называем эти цифры, нам говорят, что это невозможно, что допустимо 3 тонны максимум. Тогда идем в лицензированную проектную организацию, которая производит расчеты и делает заключение, что наша нагрузка не вызовет проблем. У нас ведь крыши в принципе мощные, потому что предусмотрена большая снеговая нагрузка.
Для акробатического оборудования очень важна высота. Нужно минимум 16 м. Очень ценный элемент – монтажная решетка. Она дает больше свободы выбора точек подвеса, монтаж проходит быстрее и безопаснее. Но даже на многих новых аренах мы сталкиваемся с ситуацией, когда есть только балки через каждые 6–9 метров.
Система контроля доступа
«Обычно СКД – это сложная система: павильоны на внешнем периметре, сотни сотрудников. Зато могут быть и дополнительные преимущества. Некоторые системы умеют не просто пропускать зрителей по штрих-коду, но и разделять доступ по разным билетным категориям за счет внутренних турникетов. Хорошо эта опция работает на „Газпром Арене“».
Оксана Попченкова,
руководитель отдела наружной рекламы, NCA
3. Электричество
С этим особых проблем не встречал. Арены оснащены большими мощностями. Главное – обойтись без внезапных отключений, чтобы не приходилось эвакуировать застрявших на потолке акробатов, и обеспечить незаметный переход с одного щита на другой.
По расположению щитов есть мировой туровый стандарт. Свет подключается справа, звук – слева. Близки к этому идеалу Ледовый дворец в Санкт-Петербурге и «Татнефть Арена» в Казани. А вот в Тольятти, например, приходится тянуть свет и звук к пульту с другой стороны стадиона. Еще у нас почти нет разъемов стандарта PowerLock, позволяющего подключать больше 125 А, а он используется во всем мире.
Удобства для зрителей
«Без фойе нет возможности организовать торговлю, и посещение концерта сводится к тому, чтобы просто прийти в зал, занять свое место, посмотреть выступление и уйти. Фойе необходимо для создания сервиса. На этом можно заработать до 20% бюджета – если есть хорошая территория и возможность правильно организовать активности. Не менее важно продумать выход на площадку не нескольких десятков спортсменов, а тысяч зрителей. С этим проблемы почти на всех российских стадионах, кроме „Открытие Арены“, где 20 тыс. человек после концерта расходятся за шесть минут через четыре выхода без ступенек и коридоров. А вот на „Сибур Арене“ только одна угловая дверка. На новом стадионе „Динамо“, к сожалению, тоже не подумали, как запускать людей на танцпол».
Николай Синицын,
финансовый директор T.C.I.
4. Покрытие
Часто мы выступаем в ледовых аренах, и возникают три вопроса.
- Твердость.
Мы катаем много оборудования. В резиновом покрытии колеса утопают, скорость падает, и в течение дня накапливается задержка на два-три часа. Пластиковое покрытие подходит лучше. - Замки.
Панели должны хорошо цепляться друг за друга. Иначе выезжающий погрузчик раскидывает их в разные стороны. Я это видел один раз – страшное зрелище. - Термоизоляция.
В сочинском «Большом» когда-то приобрели крепкое покрытие с хорошими замками. Но без термоизоляции. Проводили шоу летом, когда на улице было +40, и партер превращался в пруд. Все-таки арена ледовая, выпадает конденсат. Это особенно плохо для нас, потому что цирковой реквизит намокает. Однажды даже приостановили шоу из-за этого.
Дополнительные возможности
«Организаторы внимательно выбирают, где организовать шоу проще, а главное – быстрее. С электричеством не бывает проблем по мощности. Но когда для подключения надо идти по лестнице, по коридору, спускаться на лифте, чтобы потом тянуть оттуда и раздавать по всей арене, устанавливать огромное количество щитов, класть в проходах кабели, мешающие людям, – это проблема. Хорошо иметь несколько точек подключения. Рай, когда точка есть и на потолке. Это сильно экономит время и бюджет. Обязательно надо думать о прилегающей территории. Даже в Москве не так много мест с инфраструктурой, где можно поставить сцену, подключить электричество, воду, использовать кейтеринг стадиона. Это очень востребованные площадки».
Илья Святченко,
генеральный директор IG-PRO
5. Затемнение
Часто на аренах окна светят прямо на площадку. Яркий во всех смыслах слова пример – «Сибур Арена».
Но у нас театральное шоу, и необходимо полное затемнение, чтобы ни один луч света не попадал на площадку. Мы даже перед запуском зрителей на первое выступление обязательно собираемся и ищем такие места. Приходится все закрывать, заклеивать пленками, завешивать шторами. На «Татнефть Арене» каждый раз это заново делаем. Кроме того, идет свет из ресторанов и лож – и там тоже нет занавесок.
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №3 (39) ноябрь 2019