Фактически весь 2011 год ознаменовался очередным рекордом роста аудитории российского интернета и прошел под знаком работы с тремя новыми инструментами – социальными сетями, и в особенности с Facebook, которая продемонстрировала в России резкий экспоненциальный рост, мессенджером Twitter и планшетом iPad, масштабное распространение которого не в последнюю очередь способствует популярности первых двух
Социальные сети
По данным исследования компании TNS, в октябре 2011 года российская аудитория ведущей мировой социальной сети Facebook впервые составила 13,4 млн человек, впервые обогнав блогхостинг LiveJournal – его посетили 13 млн пользователей. Сеть «ВКонтакте» по-прежнему лидирует – ее аудитория составляет 25 млн человек. Поведение пользователей полностью изменилось – теперь заметная часть (свыше 30 %) времени тратится на плавание в социальных сетях.
Что делать: Создание страницы спортивного клуба или события – настоящий must have, и это не будет стоить ни копейки рекламного бюджета. Однако учтите, что на поддержку страниц и аккаунтов потребуется время, хотя управление продвижением во всех социальных сетях (social media marketing – SMM) можно отдать на аутсорсинг. Для спортивных сооружений можно порекомендовать создать страницу в Foursquare и обязательно отметить их на Google Maps и Яндекс.Картах – посетителям будет гораздо удобнее добираться к вам.
Примеры, на которые стоит ориентироваться:
официальная страница ФК «Спартак» на Facebook;
официальная страница ФК «Зенит» на Facebook.
Мгновенная реакция на события и личное общение – вот то, что теперь ждут болельщики. 140 символов текста – казалось бы, немного для полноценной работы, однако здесь вы можете добавлять в сообщения фотографии, видеофрагменты, ссылки. Хэштеги – тематические метки – помогут вам организовать каталог записей так, чтобы можно было быстро найти как результаты матчей, так и новости о продажах билетов.
Что сделать: если вы отвечаете за коммуникации спортивного клуба – стоит проверить, есть ли уже твиттер-аккаунт у руководителя (мы предполагаем, что у самого клуба аккаунт уже существует). Проверьте также наличие аккаунтов ведущих игроков – возможно, вам стоит сформировать политику их ведения и разъяснить, что можно, а что нельзя сообщать своим поклонникам. Twitter-аккаунт, кстати, хороший инструмент и для рекламодателей при наличии достаточно многочисленной аудитории.
Аккаунты, которые стоит почитать:
@SportBusiness – аккаунт ведущего издания о спортивном бизнесе SportBusiness (на английском языке);
@ChernyshenkoRu – президент Оргкомитета Сочи-2014 Дмитрий Чернышенко (на русском языке);
@kazan2013ru – XXVII Всемирняя летняя универсиада 2013 года (Казань);
@iaaforg – твиттер Международной федерации легкой атлетики (IAAF);
@fcsm_official – ФК «Спартак» (Москва);
@zenit_spb – ФК «Зенит» (Санкт-Петербург);
@sportsru – новости от портала Sports.ru.
iPad- и Android-приложения
Естественное следствие большой популярности планшетов iPad и догоняющих их по популярности планшетов с операционной системой Android – необходимость работы с аудиторией их владельцев. В приложении можно организовать удобный просмотр клубного телеканала, twitter-ленты, рекламы партнеров и спонсоров.
Что сделать: если у вас есть большое количество интересного контента – возможно, стоит подумать о разработке собственного iPad-приложения, которое станет дополнением к вашему сайту. Но не спешите – приложение не должно просто дублировать сайт. Изучите существующие приложения, например, североамериканских спортивных лиг и крупнейших спортивных событий.
Скачаmь в App Store
1. New York Rangers App – официальное приложение для сообщества болельщиков команды «Нью-Йорк рейнджерс» (на англ. языке).
2. MLS Matchday – все о бейсбольной футбольной лиге и матчах MLS (на англ. языке).
3. Wimbledon – официальное приложение для поклонников одного из ведущих теннисных турниров.
4. Чемпионат.com.
Сервисы коллективных покупок
Привлечение новой аудитории через сервисы коллективных покупок, например Groupon, – это прекрасный метод продвижения спортивных событий. Иногда самое сложное заключается в том, чтобы заставить вашего потенциального болельщика сделать лишь первый шаг – ведь невозможно объяснить, насколько здорово, интересно и захватывающе ваше событие (или вид спорта), пока он сам этого не увидит (не примет участие в соревнованиях). Илья Авербух, организатор и продюсер ледовых шоу, весьма положительно отозвался о собственном опыте использования сервисов для продажи билетов: «К нам пришла аудитория, которая никогда бы не купила билет в кассе за его полную стоимость».
Что делать: Ваша задача здесь – привлечь внимание новой аудитории. Тщательно посчитайте, какую скидку вы сможете предложить, а главное – справитесь ли с большим количеством пришедших на том уровне, который позволит удержать их в дальнейшем.