Российские клубы умеют использовать передовые технологии для общения с болельщиками. А некоторые из них сами создают оригинальные решения
Дополненная реальность
ХК «Северсталь» (Череповец)
В официальном клубном приложении, кроме классической информации о команде, новостей, фотографий и видео, есть раздел с уникальными профилями игроков. При наведении камеры смартфона на специальные коллекционные карточки или метки на стадионе статичная картинка хоккеиста или тренера превращается в объемное изображение. Герои в кадре имитируют бросок и жестами обращаются к болельщикам. Главный шоумен «Северстали» вратарь Юлиус Гудачек, например, жонглирует мячиками. Выход оригинального приложения поддержал масштабный редизайн клуба.
За четыре месяца разработанное петербургской SMG Company приложение «Северстали» на Android и iOS установили около 7 тыс. человек. Вместе с другими ходами клуба, в сезоне-2017/18 ставшего одним из лидеров Континентальной хоккейной лиги по работе с болельщиками, это помогло увеличить среднюю посещаемость в регулярном чемпионате на 900 человек – хороший прирост для 6-тысячной арены.
«IT-отдел нашей компании в 2016 году обратил внимание на набирающую популярность технологию дополненной реальности (AR). Приложение „Северстали“ – наш первый большой проект в этом направлении. Мы планируем добавить возможность покупать билеты и делать заказы в интернет-магазине; будем развивать и виртуальную реальность: внедрим интерактивную игру, в которой болельщики смогут зарабатывать баллы и тратить их на билеты, атрибутику и многое другое».
Никита Лисовой, управляющий партнер SMG Company
CRM
ФК «Урал» (Екатеринбург), ФК «Спартак» (Москва), ГК «Ростов-Дон»
Согласно исследованию PwC, только пять клубов Российской футбольной премьер-лиги используют CRM-системы. Два из них не стали брать готовые продукты, а разработали собственные решения – это «Урал» и «Спартак». К необходимости CRM они пришли разными путями. Екатеринбургский клуб заказал такую программу, когда начинал работу с коммерческими партнерами. Первоначальный сбор данных об аудитории проходил через программу «Я болельщик» совместно с Mastercard и местным «СКБ-Банком». Программное обеспечение обошлось всего в ₽168,4 тыс. За первый год карты «Я болельщик» получили более 100 тыс. человек, а возможности программы помогли клубу привлечь в качестве спонсора «Уральские авиалинии».
Москвичи ставили себе задачу объединить все клубные процессы в единую систему для успешного контроля эффективности. Например, с помощью CRM можно понимать, какими из предложений клуба или спонсоров воспользовались болельщики. Сразу после открытия интернет-магазина «Спартак» через CRM-систему разослал красочное письмо с предложением приобрести брендированные наручные часы. Анализ показал: половину партии купили болельщики, перешедшие в магазин из такого письма. А рассылка предложений банка-спонсора от имени клуба, по оценке заместителя генерального директора компании Manzana Group, внедрявшей спартаковскую CRM-систему, Артура Капитанова, повышает отклик в четыре-пять раз.
Успели осознать пользу от CRM и в гандболе. «Ростов-Дон» не устраивало, что федеральный билетный оператор, с которым сотрудничал клуб, не предоставляет сведений о покупателях. Ростовчане не нашли подходящего готового CRM-решения и вложились в собственную разработку: на программно-аппаратную часть потратили ₽5 млн. Вложения в клубе рассчитывают вернуть за 11 лет, хотя и признают, что по меркам бизнеса это почти вечность. Одновременно с этим «Ростов-Дон» отказался от бесплатных билетов, заменив их на промокоды, требующие от болельщиков регистрации на сайте.
«CRM-система настроена так, чтобы каждому предлагалось только то, чего у него еще нет. Это вызывает большую заинтересованность. Пользователь, данные которого есть у клуба, видит на сайте или в почтовой рассылке предложение, адресованное именно ему. Если до этого он покупал только отдельные билеты – покажем ему выгоду абонементов, если приобретал клубный шарф – расскажем о коллекции футболок».
Анастасия Чернышова, экс-руководитель отдела CRM ФК «Спартак», ныне сотрудница ФК «Зенит»
Продвинутая статистика
ХК «Сочи»
Хоккейный клуб «Сочи» сотрудничал с аналитической компанией Iceberg в сезоне-2016/17. Дополнительные статистические данные помогают тренерам оценивать эффективность игроков. А во время предсезонного турнира Sochi Hockey Open в августе 2017-го статистику от Iceberg сделали элементом шоу для болельщиков. Система обсчитывала действия всех хоккеистов, и наиболее примечательные факты выводились на медиакуб и в соцсети прямо по ходу игры. Также на основе продвинутой статистики организаторы турнира определили лучших игроков.
В одном из центральных матчей Sochi Hockey Open встречались олимпийская (по факту – вторая) сборная России и команда Канады. Статистическая подборка, подготовленная ХК «Сочи» по итогам игры, пользовалась большим спросом среди представителей СМИ. Кроме того, полные аналитические отчеты получали все шесть команд – участниц турнира: это было важно для продвижения услуг Iceberg. Сотрудничество с «Сочи» компания завершила, а в середине декабря подписала контракт с Федерацией хоккея России.
«Iceberg предоставляет множество данных, и это сыграло на руку всем. Мы следим за игрой с трибун и видим лишь часть информации. Современные технологии позволили порадовать зрителей на трибунах и наших подписчиков в социальных медиа».
Ксения Цукарева, директор ХК «Сочи» по маркетингу и коммуникациям
Шоу со зрителями
ХК СКА (Санкт-Петербург)
Перед матчем открытия сезона-2017/18 СКА – «Металлург» петербургский клуб задействовал болельщиков Ледового дворца в световом шоу. Для этого местная компания Notissimus разработала приложение «СКА Army». После установки оно подсказывало зрителям, когда нужно развернуть смартфон экраном к площадке, чтобы в нужный момент все аппараты замерцали в такт музыке.
«СКА Army» скачали около 70% посетителей матча, и шоу получилось действительно эффектным. Кроме красивой картинки, клуб получил еще более 8 тыс. установок фирменного приложения за один вечер. С точки зрения коммуникации с болельщиками это гораздо эффективнее, чем более распространенная раздача мерцающих браслетов. После успешного эксперимента этот опыт использовали организаторы матчей Кубка Первого канала, а СКА повторил шоу во время плей-офф. Теперь функция интегрирована в официальное приложение клуба, а главная задача организаторов матча – убедить зрителей, что им стоит участвовать в создании шоу вместо того, чтобы снимать его на камеру смартфона.
Баскетбольный игровой автомат
БК «Локомотив-Кубань»
Краснодарский клуб совместно с лабораторией робототехники Кубанского государственного университета и рекламным агентством Fora создал машину для спортивно-интеллектуальной викторины: видишь вопрос на экране, выбираешь ответ и бросаешь мяч в кольцо, соответствующее нужному варианту. В зависимости от количества правильных попаданий за три минуты можно выиграть скидку на билеты, вплоть до 100-процентной. «Локомашина», работающая с применением шести языков программирования и трех операционных систем, фиксирует все результаты и после ввода данных на планшете рассылает смс с промокодами.
В декабре 2016-го «Локомашина» работала в краснодарском торговом центре Oz mall. Затем ее размещали в других популярных местах, в феврале 2017-го возили в Сочи на Матч звезд Единой лиги ВТБ, а потом установили в краснодарском «Баскет-холле». За два месяца «Локомашину» увидели более 1 млн человек, попытали свои силы более 6 тыс. игроков, а свыше 2,5 тыс. из них получили скидки на матчи «Локомотива-Кубани».
«Проект „Локомашины“ разработали в октябре 2016 года. Мы в лаборатории робототехники и мехатроники КубГУ помогли с реализацией. Как преподаватель информационных технологий я всегда ищу возможности реализовать в вузе интересные идеи для обучения студентов на реальных проектах. Это сложная разработка. ПО состоит из программы микроконтроллера для датчиков, программы микрокомпьютера для реализации викторины и отображения видео на экране, мобильного приложения для взаимодействия с пользователем, веб-сервиса для сбора результатов викторины и отправки смс».
Сергей Синица, старший научный сотрудник лаборатории робототехники и мехатроники КубГУ, кандидат технических наук
Текст: Андрей Васильев
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №1 (33) март–апрель 2018