Экономика Российской премьер-лиги: сколько и на чем зарабатывают российские клубы
PwC и РПЛ представили третье ежегодное исследование экономики российского футбола. Как всегда, рассматривалась в первую очередь коммерческая деятельность клубов премьер-лиги. Мы выделили самые любопытные факты. А полностью скачать презентацию исследования можно по ссылке.
Маленькая, но прибыль
В 2018 году во второй раз за семь рассмотренных в исследовании лет, клубы РПЛ показали положительный финансовый итог – суммарная прибыль составила ₽1,8 млрд. Правда, при этом сократились доходы от спонсорских контрактов и коммерческой деятельности. На графике отражено и падение выручки от реализации медиаправ, но, по словам президента РПЛ Сергея Прядкина, это вызвано исключительно особенностями составления отчетности, сама же сумма не уменьшилась.
В плюс лигу вытащили трансферы футболистов (в отчетный период РПЛ покинули дорогостоящие Александр Головин, Витинью и Квинси Промес) и относительно успешное выступление в еврокубках, принесшее высокие призовые. Аналогичная ситуация была и в 2016 году, когда один «Зенит» заработал на трансферах более €100 млн, что сделало прибыльной (₽3,2 млрд) всю российскую премьер-лигу в целом.
Болельщики приносят деньги на стадионы
Телеаудитория матчей РПЛ сокращается. В сезоне-2018/19 средний рейтинг трансляций снизился на 28,5%. Главное объяснение – запуск канала «Матч! Премьер» и попытки лиги развивать сегмент платных трансляций. Количество игр в эфире федерального «Матч ТВ» четвертый год сокращается, все больше встреч топ-соперников демонстрируются только на платной основе.
В итоге за год количество подписчиков «Матч! Премьера» (в том числе в digital) выросло с 415 тыс. до 498 тыс. С такой динамикой канал вряд ли сможет оправдать ожидания генерального директора «Газпром-медиа» Дмитрия Чернышенко. Запуская канал летом 2018-го, он говорил, что «планирует почти втрое увеличить число подписчиков наших платных сервисов».
А вот доходы от билетов и «матчевых» мероприятий продолжают расти пятый год. В частности с каждым сезоном прибавляет билетная выручка. В сезоне-2018/19 абонементы и билеты принесли 14 клубам РПЛ (без учета выбывших в ФНЛ) ₽3,28 млрд, что на 8,6% больше, чем годом ранее. В частности это вызвано рекордной средней посещаемостью РПЛ (16,8 тыс. человек на одном матче), которая в свою очередь объясняется появлением новых стадионов и ростом интереса к футболу после чемпионата мира.
В текущем сезоне тенденция может сохраниться – к зимнему перерву средняя посещаемость РПЛ составляет 17,5 тыс. человек на матче.
Скромные букмекеры
В сезоне-2019/20 в РПЛ два клуба играют без титульного спонсора. Это пополнивший лигу летом «Сочи» и «Уфа», переставшая рекламировать туристический бренд Башкирии. Зато резко выросло количество небольших нашивок на груди и на рукавах. Эти позиции часто выкупают букмекерские компании, и именно в этой категории спонсоров число компаний по сравнению с прошлым годом выросло с 8 до 13.