В спортивной индустрии в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года острым остается вопрос о возможности снятия запрета рекламы и продажи пива на стадионах
Премьер-министр РФ Владимир Путин на встрече с петербургскими футбольными функционерами и фанатами в январе 2012 г. заявил о возможном снятии запрета на употребление пива на футбольных аренах во время матчей. «Естественно, мы должны будем следовать правилам, которые изложила ФИФА. Мы берем на себя определенные обязательства. Когда решение принималось по поводу стадионов, исходили, разумеется, из лучших побуждений. Давайте мы вернемся еще и подумаем», – сказал Путин.
Спортивные функционеры также высказывались об отмене запрета на рекламу и продажу пива на футбольных аренах. Президент РФС Сергей Фурсенко озвучивал аналогичную позицию по этому вопросу: «РФС выступит с инициативой, чтобы было разрешено употребление пива на стадионах. Это непростой путь, тем не менее мы будем продолжать работу в этом направлении». По оценке главы российского футбола, возвращение пива на стадионы может принести клубам около 5 млн долларов в год.
Министр спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталий Мутко прокомментировал заявление премьера: «Надо ретранслировать то, о чем говорил руководитель (Владимир Путин. – Авт.). Для него этот вопрос не является первостепенным. Ему задали вопрос, на который он ответил. Но почему-то из всех сложных тем, которые обсуждались, вытаскивается пиво и обсуждается. Никто сегодня не побежал, не несет законы об отмене запрета на рекламу. Этот вопрос не номер один». Он также отметил, что «сегодня нет цивилизованного закона о порядке проведения спортивных мероприятий – вот о чем стоит подумать. Нужно создать достойные условия для болельщиков, чтобы на стадионах во время матчей был порядок, чтобы не проходили бесконечные унизительные досмотры. И чтобы футбольный матч не превращался в военизированное представление, а после его окончания болельщиков по полтора часа не держали на стадионе в ожидании, когда выйдет одна трибуна и можно будет направить к выходу другую. Нужно четко прописать права и обязанности правоохранительных органов, владельцев арены, организаторов соревнований, болельщиков, обслуживающего персонала. Когда это все будет выстроено, можно подумать и о возвращении пива на стадионы. Весь мир спокойно к этому относится. На стадионе ты выпьешь пива или в ста метрах от него – большого значения не имеет».
У Виталия Мутко уже есть опыт лоббирования снятия пивного запрета на спортивных аренах. В 2008 году он вместе с коллегой по Совету Федерации Виктором Озеровым вносил в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в статью 22 федерального закона «О рекламе» и в статью 16 федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», предлагающий отменить запрет на рекламу пива в спортивных сооружениях и во время телетрансляции соревнований. Поправки должны были разрешить спонсорам чемпионатов России и международных соревнований размещать рекламу пива внутри стадиона – на бортах, щитах и площадке. Исключение – детско-юношеские турниры. Кроме того, это должна была быть реклама именно пивного бренда, а не самой идеологии употребления напитка. Законопроект устанавливал, что 15 % рекламных бюджетов должны направляться на финансирование детско-юношеского спорта. В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что «по официальным данным РФС, потери отечественного футбола после введения ограничений составляют 20 млн долларов в год».
Однако законопроект так и не был принят. Не удалось добиться даже временной отмены действующего законодательства по этому вопросу и во время проведения московского финала Лиги чемпионов 2008 года. Оргкомитет и УЕФА тогда все-таки разместили на бортах щиты с логотипами пивного спонсора, за что были наказаны штрафом в 60 тыс. рублей.
Сегодня категоричную позицию по данному вопросу заняли российские медики. Глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова обратилась к Владимиру Путину с просьбой не разрешать распитие пива на спортивных объектах. Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко выступил с еще более резким заявлением: «Большего кощунства они не могли предложить. В храме здоровья, коим является любое спортивное сооружение, предлагают вернуть языческое святотатство – распитие пива. Я уверен, что никаких решений о возвращении массового спаивания нашего населения не будет».
Однако Госдуме придется вернуться к рассмотрению «футбольных» поправок в закон. Одним из первых спонсоров Чемпионата мира 2018 года стала компания Anheuser-Busch InBev – владелец пивной марки Budweiser. Контракт с пивоварами ФИФА заключила на ЧМ-2018, который состоится в России, и ЧМ-2022, который пройдет в Катаре. Сотрудничающая с ФИФА четверть века компания Anheuser-Busch уже не в первый раз сталкивается с антиалкогольными законами. В 1998 году на чемпионате мира ФИФА и пивоварам так и не удалось добиться приостановления действующего во Франции запрета на рекламу алкогольной продукции, и Anheuser-Busch была вынуждена перепродать свои рекламные права другому спонсору.
Кроме того, в июле 2012 года вступают в силу поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции», которые предусматривают запрет любой рекламы пива на телевидении. Подобные напитки можно будет рекламировать только в интернете, в печатных изданиях и в стационарных торговых объектах, где идет розничная продажа алкоголя. А спонсорская реклама на щитах, установленных вокруг футбольных полей, позволит пивным маркам вернуться на телеэкраны.
Сейчас пивные компании могут рекламировать свою продукцию на телевидении с десяти вечера до семи утра. По данным «TNS Россия», доля рекламы пива в общегодовом национальном инвентаре около 3 %. При этом в ожидании запрета на рекламу напитка пивные компании увеличили затраты на рекламу на 35 % – до 2,3 млрд рублей.