В 90-х годах прошлого века вейкбординг был, пожалуй, самым горячим видом спорта в США. Он стал профессиональным спортом в 1992 году, когда промоутер World Sports &Marketing из Флориды начал организовывать профессиональные соревнования. Спорт быстро набирал популярность по всему миру, но эпицентром вейкбординга оставалась Флорида. Здесь живут профессиональные райдеры, работают лучшие школы, здесь можно обзавестись связями и построить бренд.
Впрочем, не стоит переоценивать популярность этого вида. Даже если спросить профессионального райдера о его деятельности, следующим вопросом будет «А чем ты зарабатываешь на жизнь?». Перед нишевыми видами спорта стоит задача привлечения спонсоров и увеличения популярности. Профессиональным райдерам приходится становиться предпринимателями, чтобы иметь достойный заработок.
Они являются предпринимателями в том смысле, что предоставляют развлекательные услуги и строят собственные бренды в относительно новой рыночной нише. Райдер продаёт себя спонсорам, рекламирует себя как продукт. Чем удобны спонсорские отношения? Здесь не нужно предпринимать особенных усилий, чтобы таргетировать сообщения, плюс бренд может резко выделиться на фоне конкурентов.
Мир вейкбординга основан на эффективной комбинации предпринимательства, брендинга и спонсорства, чтобы цепочку добавленной стоимости от райдеров к спонсорам и общественности. Райдеры пытаются внести что-то новое в свою деятельность, предлагая публике новые услуги и фишки. Они больше всех рискуют и наиболее уязвимы, потому что существует множество субститутов. Публика непостоянна и может выбирать способы развлечения. Спонсоры борются за своё место под солнцем, пытаясь заключить контрактами с лучшими из лучших, с теми, кто привлекает больше всего внимания. А публика наполняет эти отношения вниманием и деньгами.
Экстремальные виды спорта – это борьба с законами гравитации и другими фундаментальными положениями природы, это риск при попытке выполнения трюков на земле, на воде или в воздухе, которые ещё никто не пытался выполнить. Главное отличие – фокус на индивидуальности спортсмена. Контркультурность этих видов спорта поощряет креативность, позволяет ярко выразить себя и оставляет место для предпринимательства. Основные ассоциации – свобода, самовыражение, нарушение устоявшихся норм, протест. Для компаний, ориентирующихся именно на такую аудиторию, экстремальные виды спорта – идеальный вариант.
С экономической точки зрения различия между профессиональными и экстремальными видами лежат в их возрасте, манере завоевания рынка, базы фанатов и входящих денежных потоков. У экстремальных видов спорта нет фундаментальной инфраструктуры, они не полагаются на продажу телевизионных прав, билетов и атрибутики. Даже в гольфе и теннисе у спортсменов нет такой же рыночной власти, как у профессиональных команд, впрочем, по сравнению с экстремальными видами, им куда проще.
Вейкбординг молод даже на фоне других экстремальных видов, поэтому спортсмены вынуждены крутиться с утроенной энергией. Например, олимпийский чемпион Ванкувера сноубордист Шон Уайт заработал $7,4 млн только от спонсорских контрактов, в то время как вейкбордисты получают от $25 тысяч до $100 тысяч.
Построение профессиональной карьеры райдера – тяжёлый путь. Входные барьеры высоки: постоянные перелёты, отели, регистрационные взносы. Многим приходилось подрабатывать официантами и продавцами-консультантами в спортивных магазинах, чтобы наскрести необходимые средства. Но это лишь верхушка айсберга. Вейкборду нужен катер ($30000 за катер с пробегом, $80000 за новый), топливо, страховка, техобслуживание, транспортный налог, парковка.
Если получить привлечь спонсора – отлично, но сделать это архисложно ввиду ограниченного предложения. Не каждой компании подходят экстремальные виды спорта с точки зрения имиджа, и не каждый райдер достоин спонсорской поддержки. Нужно доказывать своё качество не только спортивными результатами, но и, к примеру, становиться амбассадорами, консультантами, участвовать в разработке дизайна, словом, мелькать в различных аспектах. Призовые едва покрывают транспортные расходы, так что без спонсорской помощи никак не обойтись.
Даже если спонсор появился, райдер должен придумать, как продвинуть его. Для этого приходится продвигать себя, а это выходит за рамки традиционного предпринимательства. Важная часть карьеры профессионального райдера – построение собственного бренда. И вообще, вейкбординг – это маленький спорт. Здесь райдер одновременно и промоутер, и маркетолог, и менеджер. Совмещать все эти роли сложно и физически, и психологически.
Нужна ли экстремальным видам спорта новая бизнес-модель или можно поправить старую? Как можно помочь спортсменам и видам в целом? Как увеличить генерируемые доходы? Ответы на эти вопросы определят будущее профессионального экстремального спорта.