17 июня игрой Россия – Новая Зеландия на новом стадионе на Крестовском острове начнется Кубок конфедераций. Потом здесь проведут еще две встречи группового этапа, а следом – финал турнира. Хотя еще весной были серьезные сомнения в готовности арены
История «Санкт-Петербург Арены», которая, помимо главных матчей Кубка конфедераций – 2017 и семи встреч чемпионата мира – 2018, примет еще и одну игру Евро-2020, началась в далеком 2004-м. Именно тогда администрация города приняла решение о перестройке стадиона им. Кирова, и был подготовлен первый проект.
Чемпионат мира со скидкой
От ₽960 до ₽141,6 тыс. за место – все о ценах Кубка конфедераций
С тех пор постоянно что-то менялось: проект (девять раз!), курс рубля, губернатор и вице-губернаторы, планы на использование стадиона, его название (от народного варианта «Зенит Арена» клуб пытается отучить журналистов и болельщиков, но безуспешно), генеральные подрядчики. И, конечно, бюджет и сроки сдачи объекта в эксплуатацию. Изначально предполагалось, что стадион обойдется в ₽6,7 млрд и начнет работу в 2009 году.
Главной проблемой, из которой вытекали все остальные, стало отсутствие одного понятного владельца или пользователя стадиона. Возводился он на бюджетные средства, но в первую очередь для «Зенита». При этом сам футбольный клуб не имел возможности серьезно влиять на процесс, хотя со своим опытом мог бы своевременно указать на те или иные недочеты. Ну и внимание со стороны заказчика оказалось не сравнимо с тем, что уделяют своим детищам частные инвесторы.
8 июля 2016 года вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин заявил, что стадион готов на 85%. А ровно через неделю стало известно, что город расторг контракт с генподрядчиком, компанией «Трансстрой». Новый генеральный подрядчик, «Метрострой», наполовину принадлежащий городу и ГУП «Петербургский метрополитен», нашел на объекте много недостатков. В том числе плесень, распространившуюся по стенам нижнего яруса на высоту около метра. Потом еще выявились проблемы с раздвижной крышей, которая не раздвигалась, и выкатным полем, которое не выкатывалось и, кроме того, вибрировало сильнее, чем могли допустить чиновники Международной федерации футбола (ФИФА). Еще в последние полгода на стадионе случились пожар и наводнение… Красноречивый (и, конечно же, промежуточный) итог строительства арены «Санкт-Петербург» был подведен 29 декабря 2016 года. Ростехнадзор выдал заключение о соответствии построенного стадиона требованиям проектной документации и технических регламентов, что позволило губернатору города Георгию Полтавченко и гендиректору оргкомитета «Россия-2018» Алексею Сорокину говорить о сдаче объекта в эксплуатацию. Однако тут же объявили, что отдельные строительные работы на арене будут вестись и дальше.
***
Мартовская новость о том, что «Санкт-Петербург» примет три последних домашних матча «Зенита» в сезоне, стала неожиданной. Сложно было поверить, что этот день настанет, но все-таки 22 апреля 2017 года вошло в историю – на самом дорогом стадионе страны состоялся первый официальный матч. Игра «Зенит» – «Урал» вышла скандальной из-за трех удалений в составе гостевой команды, но даже это не могло отвлечь от внимательного изучения состояния арены.
В первую очередь всех интересовало поле. После нескольких попыток найти субподрядчика на его строительство заказ выполнила московская компания «Бамард». За две недели до первой игры появилась информация, что газон безнадежно испорчен. О проблемах с покрытием говорил даже генеральный директор «Зенита» Максим Митрофанов. Однако он же выразил надежду на то, что ситуацию удастся исправить. А сам клуб поспешил поделиться фотографиями с первой тренировки на новом стадионе, на которых газон выглядел хорошо. Но чуда не случилось. Проплешины бросались в глаза. А по ходу матча из-под ног футболистов то и дело вылетали большие куски дерна. В итоге недовольный покрытием «Зенит» провел на «Санкт-Петербурге» два матча вместо трех, и непосредственно перед Кубком конфедераций старое поле сняли. Пришлось постелить немецкий рулонный газон и прошить его искусственными нитями.
Хватало на тестовом матче и других проблем. Раздвижной механизм крыши не работал, а сама кровля протекала. В подтрибунных помещениях царила атмосфера ремонта: ведра, нераспакованная техника, дыры в потолке…
На игру с «Уралом» открыли только нижний ярус – около 20,5 тыс. мест. Но и к такому количеству зрителей стадион оказался не готов. Система контроля и управления доступом функционировала с перебоями. Точек питания катастрофически не хватало, а тем, кто все-таки отстоял длинную очередь, на выбор предлагались только орешки, чипсы, газировка, мороженое и вареная кукуруза. Журналистам повезло больше – их кормили бесплатными бургерами.
При всем этом оказаться наконец на трибуне «Санкт-Петербурга» во время настоящего матча было радостно. Пустующий верхний сектор угнетал, а нестандартная акустика делала почти бесплодными вокальные усилия фанатов «Зенита», но в основном болельщики наслаждались нахождением на долгожданном стадионе. И постепенно привыкали к необычному ощущению: ты на трибуне в прохладную погоду, но тебе тепло. А если бы не история строительства, согревала бы и сама мысль о появлении в России настолько неординарного стадиона.
Текст: Александра Савраева
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №2 (29) июнь 2017