В среду на крупнейшей конференции о спортивном маркетинге в России MarSpo больше всего говорили о привлечении зрителей – как на стадионе, так и в спорт в целом
Первая же сессия MarSpo обещала ответить на главный вопрос всего форума: как привлечь болельщиков на трибуны. Особенно интересно было, что на этот счет смогут рассказать управляющий непостроенным пока стадионом «Динамо» Андрей Перегудов, президент не собирающей аншлагов Единой лиги ВТБ Сергей Кущенко и продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки, которая вынуждена каждый раз жонглировать разными «целевыми аудиториями» для доказательства успешности ее канала. Настоящая #интрига.
В итоге каждый говорил о своем. Тина Канделаки в очередной раз рассказывала о флагманском проекте «Матч ТВ» – футбольном реалити-шоу. Вроде как оно уже доказало свою успешность (опять же, если сделать правильную выборку аудитории, упомянуть сложности работы в спортивном телевидении и напомнить о социальной функции) и обязательно положительно скажется на посещаемости российских стадионов. Кстати, выступая недавно на форуме об IT- и коммуникационной инфраструктуре чемпионата мира по футболу 2018 года, Канделаки тоже много говорила об этой передаче. Универсальный проект.
Сергей Кущенко вспоминал способы привлечения болельщиков на матчи баскетбольных клубов «Урал-Грейт» и ЦСКА, в которых он работал раньше. Армейцы одно время отличались максимально провокативной наружной рекламой. Например, баннерами «Пошли на… баскетбол» и «Эскорт-услуги на баскетболе». А в Перми игры «Урал-Грейта» искусственно делали главным светским событием города. В итоге VIP-пакеты, включающие в себя два билета на места рядом с губернатором, продавались за $100 тыс.
Андрей Перегудов поделился планами по заполнению стадиона «Динамо». Он рассчитывает на возрождение традиции болеть за своих, за ближайшую к дому команду, и надеется, что частыми гостями на стадионе станут жители многоэтажек комплекса «ВТБ Арена Парк».
На этом фоне куда менее эмоциональными выглядели выступления людей, которые регулярно работают с большими аудиториями на своих аренах. Вице-президент «Спартака» Наиль Измайлов только заметил, что «спортивные результаты важны, но и помимо них надо давать людям эмоции». А руководитель службы маркетинга и рекламы хоккейного клуба СКА Ольга Романенко сказала слова, которые любой ее коллега с удовольствием вложил бы в голову своему начальнику: «Мы работаем с сознанием людей, а это требует времени. Год-два инвестиций не дадут результата, нужен стратегический срок – хотя бы пять лет. И все это время нельзя сокращать затраты и нельзя спрашивать у отдела маркетинга, где деньги».
Завершил сессию мини-опрос. Все выступавшие попробовали сформулировать главного конкурента стадионов в борьбе за зрителей. Помимо традиционных вариантов ответа вроде кинотеатров и торговых центров, был назван и еще один «враг». «Телевидение непобедимо, но и оно не может бороться с соцсетями, – заявила Тина Канделаки. – Новому поколению нужен интерактив и нужна возможность быстро переключиться на что-то другое. Нам необходимо геймифицировать контент».
К вопросу конкуренции с другими развлечениями и вообще способами занять время потенциального зрителя вернулись в конце первого дня MarSpo – после мастер-классов по ведению соцсетей, презентаций технических решений для стадионов, обсуждения использования наследия крупных турниров и многих других выступлений. И пока исполнительный директор ФК «Ростов» Константин Дзюба рассуждал о доступности трансляций матчей сильнейших команд мира, а представитель баскетбольного «Локомотива-Кубань» Денис Лагутин уверял, что аудитории его клуба и любителей НБА никак не пересекаются, своим видением проблемы поделился президент Федерации гандбола России Сергей Шишкарев.
«Самый главный враг популяризации спортивных соревнований в России – это российская бюрократия, – заявил он. – Человек, пришедший на губернаторское место, думает о каком-то одном виде спорта, а потом приходит другой губернатор и вкладывает в другой вид. Люди, стоящие во главе госкорпорации, обладающие ресурсами в сотни миллиардов рублей, тратят эти деньги на деятельность, которая им нравится. Потом эти госкорпорации тоже меняют руководителей, и меняется отношение к виду спорта. Пока будет эта диспропорция, у нас порядка не будет, и спорт не станет популярным».
Возражений не последовало, хотя и углубляться в этот вопрос никто не стал. На этом первый день MarSpo завершился. Программа второго обещала меньше разговоров о глобальных проблемах отрасли и больше интересных решений по поиску спонсоров и привлечению инвестиций. Но что точно объединило оба дня, так это разнообразие спикеров и тем. MarSpo – главная площадка для обсуждения всех аспектов спортивного маркетинга в России, так что здесь собрались все: от футбольных топ-клубов до энтузиастов американского футбола, от организаторов чемпионата мира по хоккею до промоутеров киберспортивных турниров, от владельцев тренировочных баз до представителей министерства спорта, от менеджеров европейских грандов до сотрудников клубов второго российского дивизиона, от признанных гуру до студентов первого курса. И каждый нашел полезные для себя выступления и знакомства.
Текст: Дмитрий Христич