СБК провел первую онлайн-конференцию о строительстве, оснащении, управлении и развитии спортивных объектов
Конференция «СпортОбъект» стала первым подобным онлайн-мероприятием в России. Охват в интернете составил 10 тысяч человек, которые стали свидетелями дискуссии по четырем направлениям: строящиеся уникальные арены страны, эксплуатация уже существующих стадионов, работа многофункциональных и ледовых комплексов, а также трудности при организации событий.
Российский футбол и канадский цирк
В дискуссии приняли участие 22 спикера. Среди них – ответственные за строительство или управление совершенно разными спортивными объектами: «Бомбонера» в Волгограде, Академия баскетбольного «Локомотива» в Краснодаре, волейбольного и ледового центров в Кемерово, а также «Газпром-Арена», «ВТБ Арена Парк». «Ак Барс Арена» и многие другие. Индустрию развлечений представили концертные агентства TCI, PMI, NCA, исполнительный директор Cirque du Soleil в России, а также продюсер и режиссер спортивных мероприятий и шоу-программ.
Партнерами конференции выступили Dallmeier, Scell Group, Heliocity, «Церс Дизайн», Bauflex, Raita, «Оптимальные инженерные решения», Find Sport, Almaty Arena, стадион «Калининград», «Мегаспорт», «Баскет Холл» и «Тинькофф Арена». Общее число участников «СпортОбъекта» – 280 человек.
Советы из интернета
Стадион «Бомбонера» в Волгограде – это проект Леонида Слуцкого, который планирует создать в родном городе центр футбольной подготовки. Главный тренер «Рубина» считается одним из самых открытых людей в российском спорте. Стадион «Бомбонера» – в чем-то такой же.
«За ходом строительства можно следить в YouTube в режиме реального времени, – рассказал руководитель проекта по строительству стадиона «Бомбонера» Сергей Попов. – Благодаря медийности Леонида Викторовича производители выходят на нас сами. К примеру, мы сотрудничаем с «Донским камнем», руководство которого предложило обсудить поставки, и в итоге заказ обошелся нам на 40% дешевле, а заодно мы получили гарантии качества щебня. Но наша открытость предполагает и большую ответственность. Все находятся в тонусе, потому что вещание со стройки идет на всю страну. Причем трансляцию смотрят и профессионалы, которые дают советы и помогают не допустить ошибки».
Продумана даже высота лавочек
С этого сезона все матчи Ночной хоккейной лиги в Москве проходят на аренах фонда «Спорттех». Этому поспособствовало грамотное проектирование объектов. «Мы старались думать обо всем, даже о размере лавочек в раздевалках, чтобы хоккеистам было удобно завязывать шнурки на коньках», – подчеркнул Николай Федосеенков, заместитель председателя совета фонда «Спорттех».
Кроме того, была продумана энергоэффективность объектов. В частности на аренах организована рекуперация тепла, когда нагрев от холодильного оборудования используется для других целей. По словам Федосеенкова, уже сейчас он получает предложения от партнеров, которым интересна бизнес-модель ледовых арен.
Стадион «Бомбонера» рассчитан на проведение тренировок академии, поэтому при его строительстве достаточно удовлетворить исключительно футбольные требования. Строящаяся Академия баскетбольного клуба «Локомотив-Кубань» – объект другого рода. В отличие от волгоградского спорткомплекса она станет не только центром подготовки, но и местом проведения крупных соревнований.
«Мы хотим принять чемпионаты мира и Европы среди юниоров, – поделился планами Андрей Пахутко,руководитель молодежных и детско-юношеских проектов ПБК «Локомотив-Кубань». – Пока в России мало объектов, где можно было бы организовать такие соревнования. Но у проекта есть и коммерческая составляющая. Мы хотим проводить корпоративные турниры, а еще планируем покрыть часть затрат за счет проживания участников соревнования в нашей гостинице».
Требовательное телевидение
К 2023 году в Екатеринбурге построят и реконструируют десятки объектов в Универсиаде. На 13 из них будет организована трансляция. «Это значит, что они должны соответствовать повышенным требованиям в части освещения, электроснабжения и оснащенности системами телевидения и радиовещания. Мы постоянно консультируемся с основным вещателем Универсиады-2023 компанией «Матч ТВ». Кроме того, все объекты, в том числе и тренировочные, будут связаны сетью передачи данных, например, для системы внутреннего телевидения», – рассказал Олег Колесников
директор по технологиям и медиасервисам «Универсиады-2023».
Вопросом «Как окупить объект?» задаются и в Перми, где местные власти собираются построить новый комплекс взамен устаревшему «Молоту». Чтобы в будущем не разориться на содержании объекта, краевые чиновники уже сейчас подбирают оптимальное место для будущей арены.
«У нас играют «Молот-Прикамье», «Парма» и иногда сборная России по баскетболу, но домашних матчей этих команд недостаточно, чтобы загрузить и окупить объект, – подчеркнула Татьяна Чеснокова, и.о. министра физкультуры и спорта Пермского края. – Поэтому для арены мы выбрали развивающийся район города. Это должно нам обеспечить хороший приток зрителей, причем не только на спортивных событиях. К тому же в будущем новый комплекс будет иметь якорное значение для стоимости жилья по соседству».
Ни пройти ни проехать
Слово «многофункциональность» упоминалось участниками конференции, пожалуй, чаще других. Правда, не все одинаково понимают его значение. Например, глава Регионального центра спортивных сооружений Кузбасса хвастался тем, что строящийся в Кемерово спорткомплекс будет рассчитан на проведение турниров по 14 видам спорта. Но пока договоренность есть только с волейбольным клубом. Зато Международный центр самбо и бокса в Лужниках уже строится с расчетом на проведение концертов. По словам Дмитрия Бизюкова, руководителя проектов АНО «Развитие спортивных и инфраструктурных объектов», в зале установят специальные акустические системы.
Минимально, но достаточно
Современный спорткомплекс необязательно должен быть большим. В этом уверен президент «Тинькофф Арены» Вадим Финкельштейн. Петербургская площадка, где бои ММА сменяются концертами Анны Нетребко, может принять до пяти тысяч зрителей на концерте и до трех тысяч на других мероприятиях. «Может быть, я бы увеличил число мест, но буквально на тысячу – как “Альберт-холл”. Такой формат оптимален для Петербурга, потому что у нас много крупных площадок, но не все смогут собрать 7-10 тысяч человек, поэтому «Тинькофф Арена» востребована», – отметил Вадим Финкельштейн.
Правда, на фоне «ВТБ Арена парк» многофункциональность нового зала для единоборств не так впечатляет. В этом году стадион «Динамо» должен был принять 200 мероприятий, половина из которых – концерты. Пандемия сорвала планы, но уже сейчас очевидно, что сценариев использования объекта, где под одной крышей находятся и футбольное поле, и хоккейный лед, очень много.
Правда, даже руководители арены признают недостатки спорткомплекса, которые ограничивают возможности площадки. А, скажем, генеральный директор TCI Эдуард Ратников и вовсе пожаловался на то, что из-за трудностей с логистикой его компания отказалась проводить на стадионе в Петровском парке московский концерт Rammstein.
Вовлечь местных
Стадион должен стать местом притяжения для тех, кто живет рядом с ним – таков один из посылов Сергей Зограбяна, который в прошлом возглавлял дирекцию по работе с недвижимостью и специальным мероприятиям футбольного клуба «Локомотив». “Клуб существует много лет, но не все местные жители представляли, для чего нужен стадион в Черкизово, и что там можно делать помимо футбола”, – заметил Зограбян. По его словам, благодаря территориальному маркетингу и неспортивным мероприятиям на арене клубу удалось привлечь новых болельщиков.
«Это действительно проблема: ледовая арена и футбольный стадион находятся на третьем этаже, – согласился Андрей Лунтовский, руководитель проекта «ВТБ Арена парк», – У нас только один пандус, чтобы завезти и вывезти оборудование, и фуры не могут на нем разъехаться».
Кстати, похожая проблема возникает и на арене «Баскет Холл Москва», о чем рассказал директор спорткомплекса Олег Рудаков. По его словам, на демонтаж и монтаж покрытия уходит всего 4 часа, но работы проводить сложнее из-за того, что на объекте всего один въезд.
Фирменный стиль Калининграда
Управляющая компания стадиона «Калининград» пытается эффективно использовать наследия ЧМ-2018. На арене проводят регбийные матчи, для болельщиков предусмотрели 3D-модель вида с трибуны при покупке билета, а еще у спорткомплекса появился узнаваемый логотип. По словам Анны Мусевич, и.о. генерального директора стадиона «Калининград», разработанная вместе с фирменным стилем эмблема стала понятным символом геолокации.
Вообще, у «ВТБ Арены парк» много болезней, которые встречаются на других российских объектах. Например, непонятная навигация, которая в случае со стадионом «Динамо» – это следствие многофункциональности. Но даже на более скромных по размерам и возможностям площадках иногда очень сложно ориентироваться. Директор департамента по организации соревнований «Газпром Арены» Алексей Жуковин считает, что так происходит из-за того, что никто не знает, кто должен заниматься навигацией: «Это и не вопрос стройки, и не аспект эксплуатации. Поэтому над навигацией надо работать на этапе проектирования». А, скажем, Радик Миннахметов, генеральный директор «Ак Барс Арены», убежден, что на каждом мероприятии нужно выстраивать навигацию отдельно.
Управление и авось
Если представители управляющих компаний не без гордости рассказывают о том, как используются арены, то организаторы мероприятий критически оценивают их работу. В частности президент PMI Corporation Евгений Финкельштейн призвал сокращать издержки.
«У нас есть понимание, как управлять площадками и где можно сэкономить. Я часто привожу примеры, сколько человек работает на разных объектах. В ледовом дворце в Екатеринбурге заняты 150 человек: это секретари, бухгалтеры и так далее. При этом на «Хартвалл Арене» в Хельсинки работают семеро, а на «Арена Рига» – девять. Все остальные привлекаются на аутсорсе».
Найти человека
О кадрах рассуждал и Ярослав Кайденков, исполнительный директор «Арены Морозово». Он считает, что нужных людей нужно не искать, а выращивать. «У нас технический отдел – самый большой. Он занимает 50% штата, и инженеров я стараюсь не менять. Если все же приходится кого-то брать, то только по рекомендациям. Люди, которых можно найти в открытом доступе, либо просят слишком много, либо ничего не знают», – поделился соображениями Кайденков.
Евгений Финкельштейн считает, что государству не место в управлении стадионами, потому что оно работает неэффективно. Причем примеры этой неэффективности были озвучены и другими участниками конференции. Так, глава Дирекции по проведению спортивных и зрелищных мероприятий Нижегородской области Валерий Мочалов сокрушался, что даже спустя два года после ЧМ-2018 им еще не передано все имущество стадиона. А к удивлению Николая Федосеенкова из «Спорттеха» в принадлежащем Москве «Мегаспорте» никогда не размораживают лед при проведении любых мероприятий.
В рамках дискуссии звучали и другие радикальные для нашего рынки предложения: например, передать объекты зарубежным фирмам.
«Многими площадками управляют на авось, немного заимствуя западный опыт, – подметил президент группы компаний NCA Михаил Шурыгин, – Я очень хочу чтобы какую-то знаковую арену отдали под управление иностранной компании. Есть очень много европейских и американских управляющих компаний, и они не персонифицированы, в то время, как у нас на рынке присутствует личностный фактор. К тому же наши площадки видят себя концертными организациями, что не совсем корректно».
По мнению Шурыгина, проблема стадионов в том, что они ставят спортивный интересы выше остальных. Это значит, что после чемпионата мира в России построено много прекрасных спортивных объектов, но с полным отсутствием системы эксплуатации.
«Спортивные объекты – очень спортивные, – продолжил мысль Шурыгина исполнительный директор Cirque du Soleil в России Сергей Громов. – При строительстве думают о том, как игрок будет забрасывать мяч в корзину и хорошо ли будет виден воланчик. Но никто не задавался вопросом «Что делать, когда приедет 30 фур с оборудованием?». Нам приходится бороться со спортивным ощущением площадки, чтобы появилась театральная атмосфера. Еще одна проблема – это партер: при строительстве не рассчитывает, что людей выйдет больше, чем на две хоккейные команды. А ведь это еще и вопрос безопасности».
Шоу в консервной банке
Возможностями современных арен должны пользоваться не только организаторы концертов, но и клубы. Так считает продюсер и режиссера шоу-программ Елена Корчагина. Правда, пока в нашей стрене современных объектов мало, а шоу приходится делать в неприспособленных для этого условиях. «Многие российские стадионы – это пустая консервная банка. А бюджет спортивного мероприятия гораздо меньше, чем у концерта. Поэтомы мы просто варим кашу из топора», – посетовала Корчагина. Она привела в пример организацию Матча всех звезд Единой лиги ВТБ в хоккейном дворце «Большой», где пришлось перевешивать свет и увеличивать количество мест возле площадки, чтобы обеспечить лучшую телевизионную картинку.
При этом общая мысль среди всех организаторов мероприятий, которые принимали участие в дискуссии, такова: ничего сверхъестественного от арен не требуется. Они просто должны учитывать в равной степени интересы спорта и концертного бизнеса.
Следите за нашим сайтом, подписывайтесь на новостную рассылку и телеграм-канал «Спортбизнес», чтобы не пропустить подробности.
Партнеры выставки и конференции «СпортОбъект»