Футбол – самый популярный спорт в мире, а экономика Китая – самая крупная. Их соединение должно перевернуть глобальный спортивный рынок
Влияние Китая на мировую спортивную индустрию стремительно растет. Будь то китайские инвесторы, приобретающие доли в ключевых игроках рынка, или клубы и лиги, стремящиеся войти на огромный рынок и привлечь новых болельщиков. Китай регулярно принимает крупнейшие спортивные события. Гран-при «Формулы-1» проводится тут с 2004 года, в 2019-м в стране состоится чемпионат мира по баскетболу, а в 2022-м Пекин станет первым городом, где пройдут как летние, так и зимние Олимпийские игры.
Мир спорта готов воспользоваться открывающимися возможностями и активно исследует их. Очередной аналитический доклад подготовило агентство Nielsen. Оно постаралось описать китайского потребителя и медиаландшафт Поднебесной и определить, какое место на нем занимает национальный и международный футбол.
Понимание потенциала
Население Китая – 1,37 млрд человек, и это очень заманчивый ресурс для всех игроков мировой спортивной индустрии. Тем более технологии значительно упрощают доступ к аудитории – в 2015 году в стране насчитывалось 1,305 млрд телефонов.
Три из пяти самых популярных спортивных соревнований в Китае – футбольные. С ними конкурируют только НБА и чемпионат мира по настольному теннису. Интерес к футболу стабильно растет в последние три года и уже достигает 31% среди городского населения в возрасте 16–59 лет. Но самым популярным видом спорта остается баскетбол – Китайская баскетбольная ассоциация была основана еще в 1995 году, а НБА уже 10 лет проводит здесь предсезонные матчи. Также следует отметить всплеск увлечения велоспортом (результат инвестиций в подготовку к Олимпийским играм в Пекине 2008 года), автоспортом и смешанными единоборствами.
Выставочный матч НБА в Китае
Из отдельных европейских футбольных клубов наибольшей популярностью пользуется испанский «Реал Мадрид», за ним идут итальянские «Интер» и «Милан». Им помогает традиция – серия А была первым европейским чемпионатом, транслировавшимся в Китае.
Бродкастеры нового поколения
Меняется расстановка сил на медийном рынке. В стране сотни каналов – множество региональных и местных и 20 национальных под управлением Центрального телевидения Китая (CCTV). Это один из главных мировых рекламных рынков.
Историческому доминированию CCTV на рынке национальных и международных медиаправ готова бросить вызов новая волна онлайн-компаний, появившихся в ответ на растущие аппетиты потребителей и развитие технологий. Прямые трансляции спортивных матчей становятся для них еще одной услугой наряду, например, с сервисами обмена сообщениями или торговлей через Интернет.
В Китае 680 млн активных пользователей Интернета. 653 млн регулярно заходят в социальные сети. Большинство (577 млн) – через мобильные устройства. Телевидение по-прежнему остается главным источником информации для многих китайцев, особенно в сельской местности, но гаджеты уже почти догнали компьютеры в качестве средства доступа к спортивному контенту.
Строительство рынка
Развитие футбола и спортивной индустрии в целом в Китае поддерживается государственными стратегиями и инвестиционными планами. Китайские компании и мультимиллиардеры получают стимулы вкладываться в спортивные мероприятия, клубы, объекты и агентства как на родине, так и за рубежом.
В октябре 2014 года китайское правительство поставило план – увеличить объем национального спортивного рынка до 5 трлн юаней ($813 млрд) к 2025 году. В стратегию входит все – от продвижения фитнеса до привлечения иностранных инвестиций и упрощения административных процедур. Кроме того, экономические гиганты Китая (включая Wanda Group, Alibaba Group и Kaisa Group) создали фонд для финансирования строительства новых спортивных объектов в стране.
Футбол теперь преподают в школах, а ведущие клубы вкладываются в развитие новых талантов. Так, «Гуанчжоу Эвергранд» совместно с «Реалом» построит академию с 50 тренировочными полями. В апреле 2016 года футбольная ассоциация Китая представила план превращения страны в мировую футбольную сверхдержаву к 2050 году. Планируется резко увеличить число занимающихся этим видом спорта и количество тренировочных центров – через 14 лет на каждые 10 тыс. китайцев должно приходиться одно футбольное поле. Определены цели для мужской и женской национальных команд.
Мировая экспансия
В последние три года весь мир поражается трансферным расходам китайских клубов. С 2014-го по 2015 год они выросли на 60,5%! В этом году Китайская суперлига не сбавляет оборотов: переход Халка из «Зенита» в «Шанхай СИПГ» за $61 млн побил предыдущий рекорд («Цзянсу Сунин» заплатил «Шахтеру» $51 млн за Алекса Тейшейру). Клубы показали не только возможность приобретать игроков за баснословные суммы, но и стабильно платить им высокие зарплаты, увеличивая шансы на приглашение новых звезд мирового уровня. Кроме того, это помогает привлечь телекомпании – в нынешнем сезоне Sky Sports впервые обязался транслировать вечерние игры китайской суперлиги в выходные.
Китайские компании, в свою очередь, активно инвестируют за рубежом, укрепляя положение страны в мире спорта. Они становятся владельцами и спонсорами европейских футбольных клубов. Под китайским контролем уже оказались «Милан» и «Интер». Имеют инвесторы из Поднебесной доли в «Манчестер Сити» и мадридском «Атлетико». Нет китайских владельцев только в Германии – там это невозможно из-за особых правил бундеслиги.
Особенно важны приобретения крупных футбольных агентств. В феврале 2015 года Dalian Wanda Group купила Infront Sports & Media за $1,2 млрд, а финансовая корпорация Everbright вместе с компанией в области интернет-развлечений Baofeng приобрела 65% агентства MP & Silva. Дочерняя компания Fosun International стала владельцем агентства Жорже Мендеша Gestifute, представляющим интересы Криштиану Роналду. Теперь Gestifute должно быть ключевым игроком на трансферном рынке Китая.
Перевод и адаптация: Андрей Воронов
Фото: nba.com, Nielsen, «Шанхай СИПГ»
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №27 Ноябрь 2016