Является ли уход спортивных трансляций главной причиной снижения интереса к ним, и есть ли у этой ситуации плюсы? BBC анализирует британский опыт
Дни, когда по 30 миллионов человек собирались вечером у экранов своих телевизоров, чтобы посмотреть чемпионат мира по футболу или финал Кубка Англии, давно прошли. Кабель и спутник увели многие виды спорта на платное ТВ, а за драгоценное внимание зрителей теперь конкурирует гораздо больше видов досуга, чем раньше. При этом высокие рейтинги футбола могут интерпретироваться не только как показатель популярности вида спорта в стране, но и как и объяснение падения посещаемости стадионов. Как давно перестало быть черно-белым само телевидение, так и нельзя однозначно оценивать изменения в доступности и популярности спортивных трансляций в последние годы. Чтобы рассмотреть вопрос со всех сторон, журналист BBC Билл Уилсон пообщался с несколькими экспертами.
Многокомпонентная игра
Осенью компания Sky шокировала заголовками о падении интереса к трансляциям Английской премьер-лиги (АПЛ) на 19%. Кстати, в то же время в США ниже ожидаемых оказались рейтинги и НФЛ – Национальной лиги американского футбола.
Редактор авторитетного журнала TV Sports Markets Робин Джеллис напоминает, что футбольный сезон стартовал одновременно с двумя другими крупными спортивными событиями – Олимпийскими играми в Рио-де-Жанейро и Кубком Райдера (проходящим раз в два года состязанием между сборными США и Европы) по гольфу. «Плюс к этому, повлиял на аудиторию АПЛ и вылет из премьер-лиги двух очень популярных клубов – "Ньюкасла" и "Астон Виллы"», – добавляет Джеллис. По его мнению, по первой части нынешнего сезона сложно делать объективные выводы о популярности футбольных трансляций.
Согласен с этой мыслью и исполнительный директор АПЛ Ричард Скудамор. «Не стоит делать серьезных выводов, просто сравнивая показатели разных лет, – убежден он. – В этой игре слишком много переменных, таких как время, качество матчей и сопутствующие события».
По мнению Робина Джеллиса, сильно изменили привычки зрителей новые технологии, и это также могло повлиять на статистику. «Мы уже далеко ушли от традиционной линейной модели, – утверждает он. – Люди все больше предпочитают смотреть матчи не по телевизору, а на компьютере, телефоне или планшете. Эту новую аудиторию гораздо сложнее контролировать».
Ричард Скудамор согласен, что «некоторые привычки публики действительно изменились», так что лига вместе со своими партнерами ищет способы удовлетворить новый спрос – в том числе с помощью онлайн-сервиса Sky Go и приложения BT Sport.
Макс Барнетт, глава диджитал-департамента аналитической компании Nielsen Sports, подтверждает изменения. «В последние несколько лет количество зрителей, предпочитающих получать спортивный контент по цифровым каналам, стабильно растет, – поясняет он. – Например, сегодня в Великобритании используют соцсети в качестве источника новостей 45,9% жителей, а в 2014 году их было 39,7%. Это влияет на все видах спорта, но особенно заметно в футболе». Также Барнетт напоминает о значительной телевизионной аудитории, которая смотрит матчи не дома, а, например, а барах, и не учитывается традиционными метриками.
Без «случайных» зрителей
Одна из причин, по которой люди смотрят спорт в барах, – отсутствие подключения к платному ТВ дома. Робин Джеллис не отрицает, что многие популярные в Великобритании трансляции, такие как British Open Golf, Test Cricket и «Формула 1», в последние годы ушли с общедоступных каналов, но считает это слишком простым объяснением изменения аудитории. «Когда чемпионат по гольфу перешел с BBC на Sky, было много гневных комментариев, но, скорее всего, 90% зрителей гольфа уже имели подписку на Sky в тот момент», – добавляет Джеллис.
Еще он вспоминает пример крикета, который раньше показывали на бесплатном Channel 4. «Количество трансляций с 2005 года падает, но давайте смотреть на положительные стороны, – просит Джеллис. – Sky вложил в крикет значительные средства. В целом, люди, которые привыкли смотреть спорт, продолжат это делать и за деньги. А вот новых, «случайных» зрителей действительно вряд ли прибавится».
В первую очередь это может ударить по молодой аудитории, которая лишается возможности познакомиться со спортом через телевидение. Джеллис признает, что, если дом не подключен к Sky, BT или другому платному ТВ, то спорту сложнее «укорениться в жизни молодых людей». С другой стороны, не факт, что бесплатные трансляции обязательно заинтересуют подростков, уточняет эксперт. «Они больше играют в спортивные симуляторы или следят за крупными турнирами через социальные сети, а не смотрят матчи в прямом эфире», – говорит он
Перенос внимания
Франсуа Гедро, международный аналитик парижской компании Eurodata TV Worldwide/Mediametrie считает, что в целом в Европе интерес к спортивным трансляциям не снижается. «Да, платных каналов становится больше, они забирают себе права на некоторые турниры, и это сказывается, так как аудитория у них может быть меньше, – говорит он. – Но во время крупных событий, таких как чемпионаты мира, Олимпийские игры или Евро, все показатели очень высоки».
В Eurodata TV Worldwide считают, что именно спорт остается главным прямоэфирным продуктом для телевидения. По мнению компании, даже в эпоху мобильных устройств крупные спортивные события являются единственным шоу, способным собрать у экранов настолько большую и разнообразную аудиторию – в том числе и «миллениалов». В то же время, нельзя не отметить новые типы интересных соглашений. Например, договор НФЛ c «Твиттером», по которому в социальной сети по четвергам транслируется центральные матчи лиги. Новые технологии в мире спортивных телетрансляций не меняют главного – спорт остается в центре внимания, пусть даже часть аудитории уже выключила свои телевизоры.