Агентство SportTeam изучило активность в социальных сетях ведущих российских спортивных лиг
Социальные сети давно стали инструментом продаж для различных видов бизнеса. Спорт не стал исключением. Уже давно западноевропейские спортивные клубы научились использовать свои аккаунты на социальных платформах для получения прибыли. Магазин атрибутики в Facebook, организация продажи билетов и многое другое позволяют вести бизнес в этой среде. О силе социальных сетей могут рассказать российские футболисты Кокорин и Мамаев, которые стали персонами нон-града всего после нескольких публикаций в Instagram.
Ситуация в российском спорте значительными темпами улучшается, однако немногие клубы перешли на стадию монетизации своих аккаунтов. Для изучения возможностей клубов в работе в социальных сетях рассмотрим ведущие российские лиги: Российская футбольная премьер-лига, Континентальная хоккейная лига, Единая лига ВТБ.
РФПЛ
Начнем с Российской футбольной премьер-Лиги. Для анализа ситуации рассмотрим таблицу:
Стоит отметить, что все клубы премьер-лиги имеют аккаунты в ведущих социальных сетях(Вконтакте, facebook, twitter, youtube, instagram). Самой эффективной командой в digital-маркетинге является ФК «Зенит». Питерская команда имеет наибольшее количество подписчиков во всех социальных сетях кроме Google +. Сравнительно недалеко находится московский ФК «Спартак», который несмотря на скромные в последнее время спортивные результаты, не теряет армии болельщиков. Эти два клуба не только лучшие по количеству подписчиков, они также наиболее активно монетизируют свою деятельность. Так, к примеру, «Спартак» и «Зенит» активно взаимодействуют со спонсорами в социальных сетях. Ведь данный вид рекламы становится все более и более востребованным для бизнеса. На стадионе может присутствовать 40 000 болельщиков, которые будут потенциальной аудиторией условного баннера партнера. А в то же время размещение рекламного материала партнера сможет увидеть до 3 миллионов поклонников клуба.
Ниже приведены примеры данного сотрудничества со стороны двух клубов.
ФК «Зенит» и авиакомпания «Россия»
ФК «Спартак» и пивоваренная компания «Трехгорное»
ФК «Спартак» и компания «Gorenje»
Что касается остальных клубов, то здесь стоит выделить московский ПФК "ЦСКА". Аудитория клуба в соц сетях почти достигла 2 миллионов фолловеров. На четвертом месте оказался московский "Локомотив". Активно пытается попасть в первую шестерку ФК «Краснодар». В отдельной категории можно выделить креативный youtube-канал казанского ФК «Рубин».
Из анализа также видно, что самой развитой социальной сетью в общении между болельщиками и клубами является Twitter. По темпам роста аудитории лидируют Twitter, Вконтакте и Instagram. Facebook остается значимой платформой для российских футбольных клубов, однако темпы роста данной сети значительно ниже вышеперечисленных.
Если посмотреть на статистику прошлого года, то можно отметить значительный рост числа подписчиков у ФК "Локомотив" (почти в 3 раза). ФК "Зенит" значительнее оторвался от своего главного преследователя московского "Спартака". Если в прошлом году разрыв составлял всего 230 тысяч подписчиков, то в этом сезоне "Зенит" превосходит красно-белых почти на 500 тысяч. Аутсайдеры рейтинга "Терек", "Уфа" и "Мордовия" остались на своих местах и в этом году.
КХЛ
Через месяц стартует новый сезон Континентальной хоккейной Лиги. В чемпионате впервые стартует клуб из Китая. Китайский рынок - это 1,3 миллиарда человек, а это новые возможности для клубов лиги. Команды вовсю готовятся к сезону, а менеджмент хоккейных клубов использует социальные сети для продажи абонементов, продвижения новых коллекций атрибутики и сувенирной продукции.
Рассмотрим инфографику по клубам КХЛ:
При анализе клубов КХЛ можно заметить, что западные клубы превосходят восточные по количеству подписчиков. Лучшим хоккейным клубом по количеству фолловеров стал ХК "СКА" (Санкт-Петербург), что впрочем не вызывает удивления. Работа менеджмента клуба во всех сферах маркетинга от продажи лицензионной продукции до сотрудничества с кинокомпанией «Союзмультфильм» оказывает положительное влияние на рост подписчиков в социальных сетях. Ниже приведены несколько интересных примеров по работе в digital-маркетинге от хоккейного СКА. Эти примеры смогут помочь некоторым спортивным организациям качественнее работать в SMM-маркетинге.
ХК «СКА» и продвижение абонементов (сделано специальное видео для Instagram):
ХК «СКА» и продвижение новой сувенирной продукции клуба:
Второе место, как и их футбольные одноклубники, занимает московский ХК «Спартак». Конечно, не хватающий звезд с неба, а в недавнем прошлом борющийся за выживание, хоккейный клуб во многом и обязан такому количеству подписчиков своему футбольному собрату. Однако и маркетологи москвичей постоянно работают над увеличением числа фолловеров. Так, к примеру, можно выделить несколько интересных примеров от спартаковцев.
Интернет-магазин ХК «Спартак» в сети «Вконтакте»
Использование мобильного приложения «Periscope»
Лучшим клубом восточной конференции КХЛ в SMM-маркетинге является не победитель КХЛ сезона 2015-2016 магнитогорский «Металлург» и не звездные «Ак Барс» (Казань) и «Салават Юлаев» (Уфа), а хоккейный клуб «Сибирь» (Новосибирск), который удивил не только ярким спортивным результатом в прошлом сезоне, но и качественной работой отдела маркетинга клуба. ХК «Сибирь» является хорошим примером эффективного маркетинга в провинциальном клубе. Ниже несколько идей продвижения клуба в на социальных платформах от сибиряков.
Видео «Сюрприз для владельцев абонементов ХК "Сибирь» на youtube-канале:
Трогательное видео от болельщика, размещенное на аккаунте в Instagram:
В отличие от Единой Лиги ВТБ в Континентальной хоккейной лиге все зарубежные представители за исключением ХК «Барыс» находятся в верхней части рейтинга, что позволяет говорить о развитии лиги. В качестве примера качественной работы в социальных сетях зарубежных клубов можно взять минское «Динамо», которое недавно разыгрывало на своих социальных платформах бесплатное тату с символикой клуба. При этом для того, чтобы получить бесплатную татуировку, нужно было оставить в комментариях запись, почему именно он должен получить тату. Успех у данной записи был огромный, сотни комментариев, лайков, репостов и упоминаний в белорусских СМИ, увеличение числа подписчиков в социальной сети «Вконтакте» стали хорошим результатом работы менеджмента минского клуба.
Самыми скромными клубами по числу подписчиков на социальных платформах стали ХК «Витязь», ХК «Югра» и ХК «Нефтехимик», которые и год назад замыкали данный рейтинг. Вышли же из зоны вылета хабаровский ХК «Амур» и тольяттинская «Лада», которая за год увеличила количество своих подписчиков в 6 раз.
Самой популярной сетью среди хоккейных клубов является «Вконтакте», однако Twitter отстает совсем ненамного. Ниже расположились Facebook и Instagram. Что касается прироста, то здесь уже twitter вышел на первое место и планируется, что в скором времени данная социальная сеть обгонит по популярности «Вконтакте» среди хоккейных коллективов.
Единая Лига ВТБ
Единая Лига ВТБ перед стартом сезона 2016-2017 претерпела большие изменения. Из Лиги ушла часть зарубежных клубов, которые пусть и не играли значимой роли в распределение мест, за исключением прошлогоднего «Нимбурка», но значительно расширяли географию и влияние Лиги. В таблицу ЕЛ ВТБ добавилась лишь одна команда пермская «Парма». Таким образом, количество команд сократилось с 16 до 14.
Но вернемся к рейтингу количества подписчиков в социальных сетях. Рассмотрим приведенную ниже инфографику.
Единоличным лидером как в спортивном плане, так и в работе в социальных сетях является московский ЦСКА. Стоит отметить, что баскетбольные армейцы имеют большее число подписчиков в своих аккаунтах, нежели все хоккейные клубы, находясь на одной ступени с питерским СКА. Баскетбольный "ЦСКА" уступает лишь четырем футбольным клубам «Зениту», «Спартаку», "ЦСКА" и «Локомотиву», что позволяет говорить об успешной работе маркетологов клуба, которые уделяют большое количество времени работе в SMM-маркетинге.
Из ярких примеров баскетбольного "ЦСКА" при работе в социальных сетях можно отметить следующее:
Образованный 2 года назад баскетбольный «Зенит» уже преодолел планку в 100 тысяч подписчиков и занимает второе место в баскетбольном рейтинге. Третье место неожиданно получил БК «Нижний Новгород». Успех работы нижегородцев можно проследить по следующему яркому примеру в работе в социальных сетях.
Ниже расположился краснодарский БК «Локомотив-Кубань», который является наиболее ровной командой по работе в SMM-маркетинге. Все социальные сети у клуба развиты примерно одинаково, что говорит о движении клуба в верном направлении. Здесь также стоит выделить работу smm-щиков кубанского коллектива.
Постоянные фавориты Лиги БК «Химки» и БК "УНИКС" расположились лишь на пятом и шестом месте соответственно.
Зарубежные коллективы лиги не обладают достаточным количеством болельщиков на своих социальных платформах. Лучшим среди них стал уже вышедший из состава Лиги рижский "ВЭФ" (7-е место). Остальные же зарубежные участники прошлого сезона «Калев», «Байзонс», «Цмоки-Минск», «Нимбурк» и «Астана» имеют менее 12 тысяч подписчиков на всех соц платформах, что, к примеру, меньше, чем вместимость «Минск-Арены», на которой проводит свои домашние матчи БК «Цмоки-Минск». Грузинская «Вита» с первых дней появления в лиге оставляла больше вопросов нежели ответов. У грузин не только не появились аккаунты в социальных сетях, но и сайт команды в течение сезона так и не заработал.
Среди представителей Лиги ВТБ лишь московский ЦСКА использует сеть Google+ в качестве платформы для продвижения своих продуктов. Самой же популярной сетью среди представителей баскетбольных команд является «Вконтакте», затем с отрывом следуют Twitter, Facebook и Instagram.
Выводы:
Топовые российские клубы уже готовы переходить на монетизацию своих аккаунтов в социальных сетях. Это большой скачок в развитии бизнеса в этой сфере. Однако данные клубы находятся в московском и питерском регионе. Провинциальным коллективам работать в SMM сфере сложнее. Кроме того качественных менеджеров и маркетологов там меньше. Однако положительные примеры в лице таких клубов как ХК «Сибирь», БК «Нижний Новгород», а также имеющие больше возможностей футбольные «Рубин» и «Краснодар», позволяют говорить о том, что и в регионе можно делать качественный продукт и в будущем переходить на получение прибыли от использования своих возможностей в социальных сетях.
Стоит отметить также и уровень организации лиг, которые осуществляют качественный контроль за работой клубов в маркетинговой сфере, в том числе и в сфере Social Media Marketing. Маркетинговые регламенты лиг обязуют клубы выполнять определенные обязательства по работе в данной сфере. Проведение конференций и семинаров, организованные как лигами, так и сторонними организациями, позволяют небольшим и молодым дружинам подтягиваться к топовым клубам, которые имеют неоценимый опыт в работе в социальных сетях.