Во всем мире, и Россия не исключение, наблюдается огромный интерес к развитию спорта. Ставку на развитие спортивных проектов делают многие страны с растущей экономикой. Но насколько эта ставка оправдана? Как правильно реализовать проект? Попробуем ответить на эти вопросы.
В первую очередь стадионы предназначены для проведения спортивных мероприятий. Они создают условия для развития и пропаганды спорта, привлечения населения к здоровому образу жизни. Но создание спортивных сооружений должно рассматриваться не только в качестве социальной задачи, но еще и как бизнес-проект, способствующий развитию региона и оправдывающий огромные затраты на его реализацию.
Коммерческие проблемы современного стадиона
Правительство РФ определило стоимость типового стадиона ЧМ-2018 на 45 тысяч мест в размере 15 млрд рублей. Плюс существенные эксплуатационные расходы.
При этом использование стадиона собственно для спортивных мероприятий колеблется на уровне 50–60 дней в год. К тому же в России по статистике средняя наполняемость трибун составляет 30–50% (а на лучших мировых стадионах не превышает 70%). Полные трибуны бывают только в исключительных случаях: в дни проведения чемпионатов мирового или континентального уровня.
Еще одной проблемой, как это ни покажется странным, являются «тиффози». Наличие этой категории болельщиков пагубно влияет на качество зрителей, «семейных» становится меньше. А ведь именно «семейный» тип зрителя и приносит основной доход. Поэтому очень важной задачей является решение вопросов безопасности, повышение комфорта и жесткие ограничения доступа нежелательных болельщиков.
Итак, необходимо:
- оптимизировать затраты на строительство и эксплуатацию,
- создать условия для высокой посещаемости и загрузки арены не только в матчевые дни,
- создать условия для привлечения респектабельных, платежеспособных зрителей.
От Колизея к арене будущего
Что общего между древнеримским Колизеем и современной спортивной ареной?
Можно сказать, что на архитектурном уровне – это практически близнецы. Конечно, появились новые материалы и технологии для строительства, но сама концепция спортивной арены как архитектурного объекта поменялась мало.
Многие специалисты сходятся в том, что именно Колизей стал прообразом возведенных в XX веке крупных стадионов: система подтрибунных помещений и проходов; трибуны, разделенные на ярусы и сектора; тентовая крыша для защиты от солнца и непогоды. К примеру, одно из многих решений римской арены применяется при строительстве спортивных сооружений и сейчас: множество входов по всему периметру здания, общее количество которых достигало 80. Публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть его всего за 10! Вместимость арены превышала 50 тысяч. Скорость перемещения зрителей на возведенном в I веке н. э. сооружении соответствует современным требованиям ФИФА.
А в чем же ключевое отличие древнего Колизея от современного футбольного стадиона? В наличии современных, разнообразных и качественных сервисов. Именно они способны привлечь семейных посетителей, сделать арену многофункциональным центром притяжения для целого региона и оправдать затраты не ее создание и эксплуатацию. Сервисы обеспечиваются теми инженерными, телекоммуникационными, информационными и мультимедийными системами, которых не было в древнем Колизее.
Сервисы можно сгруппировать по основным потребителям:
B2C – направлены на удовлетворение нужд зрителей и создание безопасной комфортной обстановки на стадионе. Важно предоставить качественные потребительские услуги, которые убедят вернуться еще не раз.
B2B* – предоставляются арендаторам, рекламодателям, компаниям общественного питания, операторам парковок и другим, использующим различные коммерческие возможности стадионов.
B2B** – направлены на обеспечение деятельности служб эксплуатации. Это может быть собственная служба оператора/владельца или аутсорсинговая компания.
B2C и B2B* направлены на увеличение доходов, а B2B** – на снижение расходов.
Помимо современных инженерных, телекоммуникационных, информационных и мультимедийных систем самого стадиона, очень важно предусмотреть их интеграцию с соответствующими системами окружающей инфраструктуры. Сюда входит транспортная система, включающая дороги, парковки, а также гостиницы, рестораны, магазины, фитнес-клубы, мобильные и стационарные зоны коллективного просмотра и т. п.
фитнес-клубы, мобильные и стационарные зоны коллективного просмотра и т. п.
Проектируем успешный стадион
Если говорить о существующей в России практике, то распространенными пока являются подходы к строительству «одноразовых» или «социальных» стадионов. Зачастую проектирование начинается раньше, чем появляются формализованные требования к сервисам. В результате арена соответствует требованиям ГОСТов и регуляторов, однако с коммерческой точки зрения может не соответствовать концепции владельца. В основе этой проблемы лежит естественное противоречие между инвестором (федеральный или местный бюджет) в паре с генподрядчиком строительства, с одной стороны, и владельцем в паре со службой эксплуатации, с другой.
Вопрос нахождения компромисса («дешево» против «функционально») стоит очень остро, так как сейчас на всех аренах ЧМ-2018 завершена разработка стадии «Проект» и начинается рабочее проектирование. Времени практически нет, и надо срочно привлекать бизнес-консультантов и службу эксплуатации к корректировке технических заданий.
Специалисты компании «Инсистемс» предлагают вести разработку требований к системам арены с привязкой к сервисам согласно следующей модели:
Этап 1. Сбор и анализ исходных данных
В дополнение и на основании единой концепции развития всего спортивно-развлекательного комплекса рекомендуется провести комплексное исследование потребностей в тех или иных услугах, исходя из особенностей выбранного места расположения объекта, социального окружения, транспортной доступности, возможностей привлечения бизнес-партнеров, и оценить целесообразность и приоритеты внедрения тех или иных сервисов.
Результат – обоснование для разработки сервисной модели.
Этап 2. Разработка сервисной модели
Формируется структурированная сервисная модель стадиона и прилегающей инфраструктуры с подробным анализом услуг B2C, B2B’, B2B” и выделением критически важных и приоритетных направлений.
Результат – сервисная модель.
Этап 3. Разработка критериальной модели выбора технических решений
На основании сервисной модели формируется критериальная модель значимости тех или иных требований к подсистемам. Модель включает различные параметры, начиная от стоимости, надежности, масштабируемости, безопасности и заканчивая стоимостью обслуживания и сроком службы. Для различных подсистем значимость параметров существенно варьируется.
Результат – выбор технических решений.
Этап 4. Разработка (корректировка) технического задания на проектирование.
На этом этапе на основании рекомендованных технических решений по каждой из подсистем формируется (корректируется) подробное техническое задание на проектирование.
Проектирование или корректировка уже имеющихся проектов инженерных, информационных, телекоммуникационных и мультимедийных систем в дальнейшем ведется на основании этих ТЗ.
Приведем несколько примеров того, как учет сервисной модели может повлиять на ТЗ на проектирование:
Пример 1 (группа B2C). Сервис единой безналичной оплаты на территории спортивного комплекса. Посетитель с помощью терминала на стадионе или предварительного заказа через Интернет приобретает единый клубный билет – платежную карту, средства на которой можно пополнять различными способами. Карта служит не только входным билетом, но и средством оплаты на всей территории комплекса. С помощью карты можно забронировать места на трибуне, на парковке, в ресторане. Она может быть клубной, т. е. предоставлять посетителю скидки при заказах клубных товаров. Услуги могут быть персонализированы.
Необходимо предусмотреть соответствующие технические средства на стадионе (терминалы, портал доступа в Интернет, стыковку с CRM-системой, каналы связи и др.).
Пример 2 (группа B2C). Доступ к видеоданным с мобильных устройств во время матча. Зритель может заказать просмотр и сохранение на своем устройстве интересного или пропущенного момента. Поделиться самым интересным с друзьями в социальных сетях, поучаствовать в опросах и составлении рейтингов. Необходимо предусмотреть подключение устройств по высокоскоростным каналам связи (например, Wi-Fi высокой плотности), обеспечить доступ пользователей к видеоконтенту.
Пример 3 (группа B2В*). Размещение контекстной рекламы на различных средствах отображения. Рекламодатель может разместить рекламу на экранах, установленных вокруг поля, над рядами зрителей, на стенах здания, во внутренних помещениях. Рекламу также можно выводить на мобильные устройства зрителей, когда те подключаются к Интернету или совершают другие действия с ними. Содержание может быть привязано к различным обстоятельствам: сектору трибуны, месту трансляции, времени, событиям матча. Чтобы реализовать подобные услуги, необходимо предусмотреть соответствующую систему управления контентом, экраны, каналы связи и др.
Финансирование описанных выше сервисов может осуществляться как из внешних источников (из средств якорных арендаторов или рекламодателей, спонсоров), так и за счет внутренних резервов. Ведь из сложившейся практики известно, что на этапе разработки стадии «Проект» исполнители не очень заботятся об экономии средств. Но время, когда надо серьезно об этом задуматься, наступает. Если посмотреть на рынок без предубеждений и стереотипов, можно обнаружить, что российские производители во многих сегментах способны конкурировать с традиционными иностранными вендорами. Зачастую работать с соотечественниками удобнее (хотя и не всегда проще), благодаря близости производства и отсутствию таможенных и других барьеров.
Как видим, построить в XXI веке «Новый Колизей» – задача трудная, но вполне осуществимая. Поэтому при строительстве арены будущего желательно начать о будущем думать.
Александр Новиков, заместитель генерального директора «Инсистемс». Статья из журнала Спорт Бизнес Консалтинг (№16 - Август\сентябрь 2014 года)