В Катаре умеют строить быстро. На возведение самой крупной и богатой в мире спортивной академии “Aspire” у подрядчиков ушло всего двадцать месяцев. Над комплексом корпели семь строительных компаний 24 часа в сутки.
Рабочие включали по ночам фонари и продолжали копать, монтировать, класть кирпичи. Удовольствие обошлось заказчикам в миллионы долларов. Но что это для страны, которая в ближайшее время собирается вложить в собственную инфраструктуру 280 миллиардов?
В комплексе “Aspire” (наиболее точный перевод — “устремленность”) четырнадцать футбольных полей, около сорока площадок, пригодных для всего остального, что только может взбрести в голову. Однако целенаправленно здесь развивают лишь пять видов спорта: футбол, легкую атлетику, настольный теннис, сквош и недавно примкнувшую к ним гимнастику.
По этим направлениям созданы секции, набраны дети, сформированы группы, разработана система подготовки. Другими видами спорта, например баскетболом, можно заняться на любительском уровне.
Забавно, что топ-5 видов в академии познают всего 324 ребенка, с которыми занимаются более ста тренеров. В среднем же на одного наставника — трое подопечных.
Правда, в это число вмещаются не только те, кто непосредственно проводит тренировки, но и научные работники, занимающиеся вопросами спортивной психологии, медицины, восстановления…
Причем учатся здесь дети исключительно с катарским подданством. А учат — тренеры со всего мира, лучшие в своих областях. Например, если дело касается настольного тенниса, это китаец или сингапурец, если футбола — голландец.
В Aspire подчеркивают, что обмен опытом — приоритет для академии. Гораздо важнее денег. Поэтому прилагаются все усилия, чтобы лучшие спортсмены приезжали в “Aspire” и мотивировали юных катарцев одним своим присутствием.Именно поэтому в одном из коридоров комплекса на стене за стеклом висит форма Роналдиньо и бутса Месси, а между ними — доска с автографами почетных гостей. Пеле, Марадоны — тех, на кого хочется быть похожим если не в жизни, то на поле.
На прошлой неделе здесь тренировалась мюнхенская “Бавария”, в феврале приедет “Барселона”, еще вчера работал “Зенит”. Для футболистов Доха стала практически идеальным адресом межсезонной подготовки: отличные условия, хорошая погода, никто не докучает — трудно представить толпу местных жителей, которые набросятся на Месси или Рибери ради фотографии со звездой.
Однако это и проблема. В списке предпочтений катарца-обывателя спорт вряд ли входит даже в топ-20. Они живут чем-то совершенно другим — для нас загадочным. Аиша Фонте (отвечает за связи с общественностью) вздыхает: "У академии нет проблем с техническим обеспечением, первоклассных тренеров с избытком, но волнует... дефицит детей."
Ограниченный человеческий ресурс двухмиллионного Катара, помноженный на общую индифферентность к спорту, заставляет искать радикальные решения. Как вариант, приглашение ребят из других стран с перспективой натурализации. В гандболе такая методика опробована на взрослых, у которых парни вроде Даниэля Шарича и Рафаэля Капоте вывели хозяев чемпионата мира в плей-офф.
Особые надежды у академии на местный футбол. Интерес публики к самой популярной игре на планете медленно, но ползет вверх, периодически совершая разовые скачки, когда спарринги в Дохе проводят клубы уровня мадридского “Реала”.
Жемчужиной комплекса “Aspire” Аиша назвала крытую поляну с искусственным газоном. Последнее поколение, современнейшие технологии делают его очень похожим на натуральный.