Клубы Континентальной хоккейной лиги срочно пытаются улучшить посещаемость
В это межсезонье из числа участников чемпионата КХЛ был исключен новокузнецкий «Металлург». Он два года подряд занимал последнее место, но вылетел не по спортивному принципу – это не предусмотрено правилами закрытой лиги. Роковым для «Металлурга» стал введенный руководством КХЛ рейтинг клубов, учитывающий не только результаты, но и показатели коммерческой и маркетинговой работы клуба.
Рейтинг клубов КХЛ
Как сообщал в мае официальный сайт лиги, клубы оцениваются по восьми параметрам, каждый из которых имеет свой «вес». Это спортивные достижения (30%), расходы на оплату труда игроков (20%), ТВ-спрос (15%), наличие государственного финансирования (10%), заполняемость арены (10%), несвоевременная выплата зарплат игрокам (5%), вместимость дворца (5%) и потенциал локального рынка (5%). Составляется рейтинг на основании данных за три последних сезона и пересчитывается раз в год.
Одновременно с публикацией рейтинга было объявлено, что среди целей лиги – сокращение участников чемпионата с 29 команд до 24 после сезона-2018/19. С учетом исключения новокузнецкого «Металлурга» и отказа по финансовым причинам загребского «Медвешчака» в сезоне-2017/18 в КХЛ выступает 27 клубов (московское «Динамо» из-за долгов перед хоккеистами также потеряло место в турнире, но было заменено на новый клуб с таким же названием). Именно угрозой «отчисления» объясняется повышенная активность многих клубов за пределами ледовых площадок. Например, директор «Нефтехимика» Раил Якупов прямо говорил, что ребрендинг клуба стал следствием требования КХЛ иметь «больше креатива в работе с болельщиками, и этому компоненту необходимо уделять гораздо больше внимания».
Фото: ХК ЦСКА
Важно, что новый рейтинг опубликуют только в межсезонье, промежуточных результатов никто не узнает. Так что определять проблемные точки клубы должны самостоятельно. Некоторые из них, впрочем, очевидны. 15% в рейтинг приносят домашние трибуны. И если быстро поменять дворец (вес параметра – 5%) сложно, то попытаться улучшить посещаемость (10%) можно. Важно, что лигу в этом случае интересует не абсолютное число зрителей, а относительное – в процентах от вместимости арены. Таким образом, клубы, потерявшие баллы из-за маленьких дворцов, могут отыграться на их заполняемости.
₽331 млн распределила между клубами КХЛ
В сезоне-2016/17 лига впервые показала чистую прибыль
К экстренным мерам, призванным поднять посещаемость, прибегли уже несколько клубов КХЛ. Нижнекамский «Нефтехимик» не только провел ребрендинг, пообещал улучшить сервис на арене и организовал клубное телевидение, но и отказался от раздачи бесплатных билетов. В результате на два первых домашних матча команды в конце августа суммарно пришли 4057 зрителей. 16 сентября клуб объявил, что билеты для учащихся школ и профтехучилищ теперь будут стоить ₽100, а студенты и пенсионеры смогут ходить на хоккей за полцены. Последнюю на данный момент домашнюю игру «Нефтехимика» посетили 3910 человек. Но и это пока далеко от бравшегося КХЛ за базовый показателя посещаемости в 78% – «Нефтехим Арена» вмещает 6 тыс. зрителей.
ЦСКА, который, несмотря на успехи последних лет, богатого спонсора и («Роснефть») и звездных игроков, не может заполнить старенькую арену на Ленинградском проспекте (вместимость – 5600 человек), летом приобрел еще нескольких хоккеистов уровня сборной России, но по-прежнему не собирает аншлагов. Игры первой домашней серии сезона собирали в среднем по 3410 зрителей. А сразу после нее клуб сообщил, что ввел ряд новшеств, «проанализировав пожелания и замечания наших болельщиков относительно билетной системы». Теперь студенты, члены многодетных семей, пенсионеры, военные, ветераны и инвалиды (которым не хватило бесплатных мест) могут приобрести билеты категории «Ближе к команде» на первые ряды (сектора не уточняются) за ₽200–300. Правда, они доступны только в кассе ледового дворца. В онлайн-системе самые дешевые билеты (не считая сектора фан-клуба) на ближайшую игру против «Торпедо» стоят ₽600. Кроме того, ЦСКА расширил действие детских билетов на выходные дни, разрешил передачу абонементов, пообещал преференции владельцем абонементов за каждый посещенный матч и ввел пакеты билетов «три игры по цене двух».
Фото: ХК «Югра»
Впрочем, ЦСКА, занявшему по итогам прошлого сезона в рейтинге КХЛ третье место и обладающему одним из самых больших бюджетов в лиге, волноваться об участии в чемпионате не стоит. «Нефтехимик» весной занял 18-ю строчку, но этот клуб также имеет хорошее (и к тому же негосударственное) финансирование, так что может спокойно работать на перспективу. А у трех аутсайдеров рейтинга ситуация разная. Для «Амура» заполняемость далеко не главная проблема – на команду стабильно ходит в среднем около 6,5 тыс. при вместимости арены в 7,1 тыс. «Ладе» в начале сезона удалось поднять посещаемость с 3,8 тыс. до 5,7 тыс. А вот прибавка «Югры» пока не такая значительная – с 2,7 тыс до 3,2 тыс., при этом показатели нестабильные, а самым популярным матчем остается игра открытия сезона. Неудивительно, что из этих трех клубов об изменениях в билетной программе по ходу сезона объявляла только «Югра». После первых шести домашних матчах она запустила в продажу «наборные абонементы» – возможность купить билеты только на выбранные матчи со скидкой, зависящей от количества этих матчей.
Текст: Дмитрий Христич, шеф-редактор СБК