«Игры будущего» должны были показать и объяснить, что такое фиджитал-спорт. Это новое явление, придуманное в России. Изначально его целью было примирить классические и цифровые виды спорта, взяв от одних традиции и легкодоступность, а от вторых – растущую популярность среди молодежи. Однако «стандартного» фиджитала (например, футбол + FIFA на приставке) не так много, да и с ходу завлечь им большую аудиторию было бы сложно. Поэтому программу «Игр будущего» дополнили чисто киберспортивными видами (Dota 2, CS 2, MLBB и так далее) и зрелищными технологическими соревнованиями (гонка дронов, битва роботов).
Получилось разнообразно, но и несколько разрозненно. Поэтому удачным кажется определение, которое использовал руководитель проекта Игорь Столяров. Он назвал «Игры будущего» «сборкой дисциплин», подчеркивая, что от раза к разу эта сборка может меняться, учитывая популярность и актуальность тех или иных видов спорта.
Чтобы объяснить и геймифицировать структуру, была создана так называемая Вселенная «Игр будущего». Это одновременно виртуальная среда, к которой могли подключаться болельщики, и легенда о спортивной составляющей турнира. В частности, дисциплины были разделены на «вызовы», каждый из которых олицетворял свой персонаж, напоминающий героя компьютерной игры. Имена выбирались, видимо, с оглядкой на киберспорт: e-One, Kash’AI, Str@ta, Turb0, El3ktra. Оригинально, но сложно для запоминания и, следовательно, для активного использования. Хотя, наверное, Илон Маск мог бы назвать так своих детей.
Визуальная составляющая крайне волновала организаторов «Игр будущего». Одной из заявленных целей было создание «спортивного шоу нового формата», интересного молодой аудитории. Именно поэтому в трансляции внедрялись показатели с датчиков физической активности игроков, использовалось много графики.
Впечатляющими получились декорации в местах проведения соревнований. Для скейтбордистов один из залов «Казань Экспо» превратили в аэропорт, для лазертага в Казанской академии тенниса появилась мини-электростанция, а ринг битвы роботов в Государственном цирке и вовсе стал самостоятельным действующим лицом – несколько раз участники эффектно проверяли на прочность его поликарбонатные стены. Шикарно выглядели сцены для киберспортивных дисциплин, площадки для футбола и баскетбола.
Конечно, «Игры будущего» поддерживались правительством России. Из федерального бюджета на подготовку к соревнованиям выделили ₽5,2 млрд, а куратором проекта был вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Но и для коммерческих партнеров было сделано многое. Своих титульных спонсоров имели 12 дисциплин! Уникальный инструментарий, хотя, конечно, для повседневного использования названия типа «Вкусно – и точка фиджитал-скейтбординг» или «YOTA фиджитал MOBA. Dota 2» не слишком удобны.
Дополнительные возможности активаций дало создание Города «Игр будущего» – большого бесплатного для посещения выставочного пространства в фойе «Казань Экспо». Десятки стендов спонсоров и партнеров, демонстрация новых фиджитал-дисциплин, концерты и конкурсы сделали это место точкой притяжения горожан.
«Игры будущего» были масштабным событием. По числу соревновательных дней, дисциплин и участников они сравнимы с зимними Олимпийскими играми. Ежедневные передачи о турнире вели «НТВ» и «Матч ТВ». В Казань приехали представители 116 стран. В качестве амбассадоров были подписаны Егор Крид, Влад Бумага, Андрей Аршавин и Артём Дзюба. Такие крупные спонсоры, как «Лига Ставок» или VK, промотировали «Игры будущего» по своим каналам. Официальные отчеты показывают космические охваты.
И все же пока «Играм будущего» не удалось стать феноменом, который обсуждала бы вся страна. Яркий продукт оказался, пожалуй, слишком новым, что, впрочем, нормально для дебюта.
Фото: «Игры будущего»
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №1 (55) апрель 2024