Корпоративный спорт сокращает расходы
По данным Globalnewswire.com, мировой рынок корпоративных программ находится на подъеме. К 2027 году при ежегодном росте на 7,1% он достигнет $99,36 млрд. Статистически прослеживается связь между эффективностью на работе и активным образом жизни. Журнал Population Health Management констатирует: сотрудники, которые не выполняют физические упражнения систематически, с большей вероятностью (на 50%) демонстрируют презентеизм, то есть находятся на рабочем месте, но не исполняют обязанности. К тому же поощрение здорового образа жизни в компании помогает сократить некоторые статьи бюджета. Скажем, Гарвардское исследование утверждает, что каждый доллар, потраченный на wellness-программу снижает медицинские расходы компании на $3,27, а расходы, связанные с пропусками по болезни на – $2,73.
Тем не менее, в России не все бизнесмены и управленцы осознают преимущества, которые дает продуманная программа корпоративного спорта. Согласно исследованию HH, проведенному в 2021 году в Северо-Западном федеральном округе, занятия спортом среди сотрудников поддерживают всего 29% организаций. Чаще всего о возможностях заниматься спортом пишут в вакансиях IT-компаний (55%). Фирмы сферы рыночной торговли упоминают их в 12% случаев, а финансового сектора лишь в 9%.
По данным все того же исследования HH, 75% респондентов стараются следить за физической формой, а 39% опрошенных заявили, что условия на работе мешают им заниматься спортом. Лучше всех заботятся о здоровье представители сферы транспорта (81%), управления персоналом и производства (по 79%). Худшие показатели у медработников (34%), рабочего персонала и специалистов сферы продаж (29%).
Регулярнее других занимаются спортом представители банковской сферы (16%) и высшего менеджмента (33%). Также активный образ жизни ведут каждый пятый маркетолог и IT-специалист. Наименьшая доля спортивный респондентов составляют сотрудники сферы строительства и производства (менее 10%).
Чтобы оценить реальное положение дел на рынке, выявить самые успешные практики, оценить методы и обозначить возможности корпоративного спорта, СБК провел бизнес-завтрак «Бежать всем офисом». Его участниками стали 11 экспертов отрасли:
- Екатерина Нестерова, руководитель направления по социальным программам банка ВБРР;
- Мария Шаповалова, директор департамента по управлению опытом сотрудника и развитию бренда работодателя «МТС-Банка»;
- Елена Никитина, вице-президент АРКС и ВФСО «Трудовые резервы»;
- Анна Мурашко, директор по продвижению корпоративного спорта и здорового образа жизни работников ВЭБ.РФ;
- Дмитрий Крикунов, основатель и генеральный директор компании City Sport;
- Алексей Мирошниченко, начальник управления корпоративной культуры и социальных проектов «Совкомбанка»;
- Денис Ростовский, сооснователь и исполнительный директор компании Fitmost;
- Евгения Баранцева, руководитель направления по системам мотивации и бенефитов компании «Балтика»;
- Кристина Кардава, менеджер по внутренним коммуникациям и HR компании «Авито»;
- Сергей Куксов, Руководитель проектов по внутренним коммуникациям компании «Сегежа групп».
- Сергей Макеенков, заместитель генерального директора по вопросам взаимодействия с органами государственной власти IRONSTAR.
Ходьба – тоже спорт?
Более подробную статистику по корпоративному спорту представила вице-президент ВФСО «Трудовые резервы» Елена Никитина. Она напомнила, что государство в последнее время уделяет внимание этому направлению. Например, в 2020-м на юридическом уровне закрепили понятие «корпоративный спорт». Никитина отметила, что это произошло с большим запозданием, ведь некоторые компании поощряют ЗОЖ среди сотрудников последние 10-20 лет. Внимание государства понятно, ведь, согласно «Стратегии-2030», к концу десятилетия доля регулярно занимающихся спортом россиян должна вырасти до 70%. Пока этот показатель далек от целевых значений, особенно в возрастной категории от 30 до 59 лет. По данным за 2021 год, в этой группе спортом занимаются всего 36,3%. К тому же вице-президент «Трудовых резервов» сослалась на данные собственного общероссийского исследования, которое провели среди работающего населения.
Больше всего споров среди участников дискуссии вызвал вопрос о самом популярным виде спорта. Большинство (50,1%) ответило «пешие прогулки и скандинавская ходьба». «То есть люди, которые ходят до метро и обратно, уверены, что они занимаются спортом», – со скепсисом прокомментировала результаты Елена Никитина. Некоторые спикеры возразили: любая нагрузка полезна.
Кроме того, на втором месте в списке самых популярных видов спорта – тренировки дома по видеоурокам (13,6%), на третьем посещение спортзалов и занятия на тренажерах (11%), на четвертом – плавание (6,9%). По словам, Елены Никитиной, в 2019 году в исследовании HH первую строчку занимал как раз бассейн.
«Перезагрузка» со 2 января
Практическим опытом создания wellbeing-программы, которая охватывала бы не только спорт, но и другие сферы жизни поделилась Екатерина Нестерова. Руководитель направления по социальным программам банка ВБРР рассказала, что этим направлением в компании стали заниматься в 2015-году. В организации заняты 2000 человек, и, по словам, Нестеровой, все они задействованы в программе: либо как участники, либо как болельщики.
Екатерина Нестерова рассказала также о первом спортивном мероприятии 2023 года. 2 января стартовал трехнедельный онлайн-турнир включал соревнования по бегу, ходьбе, плаванию, катанию на коньках, лыжах и велосипеду. В нем участвовали 105 сотрудников, разбитых на команды. Это 5% от общего количества работников, и такой результат Екатерина назвала хорошим.
Кроме того, банк проводит тренировки, спартакиаду, компенсируем затраты на фитнес.
Для мероприятий в рамках программы «ВБРР: Перезагрузка» банк иногда привлекает сторонних провайдеров. Кроме того, компания развивает корпоративный портал и рассылки.
Киберспорт для привлечения сотрудников
Представитель другой компании из банковского сектора напомнила о еще одной цели корпоративного спорта: дать сотрудникам возможность отождествлять себя с организацией. По словам директора департамента по управлению опытом сотрудника и развитию бренда работодателя «МТС-Банка» Марии Шаповаловой, это особенно актуально, когда у фирмы большой штат, и у нее офисы в разных регионах страны. По ее словам сейчас в спорт вовлечены до 10% работников.
Во время пандемии компания поддерживала сотрудников онлайн-мероприятиями, а в прошлом году озаботилась психологическим комфортом. «2022-й – не время челенджей или больших достижений, поэтому мы сфокусировались на ментальном благополучии. HR-отдел отработал так, будто выполнил миссию на всю оставшуюся жизнь», – отметила Мария.
Она также рассказала о проекте «В движении». Его суть – дать сотрудникам попробовать себя в разных дисциплинах. В этот список попал и киберспорт, ведь банк конкурирует за сотрудников и стремится к тому, чтобы сделать вакансии более привлекательными.
О подборе перечня видов спорта для корпоративной программы, рассказала Анна Мурашко, директор по продвижению корпоративного спорта и здорового образа жизни работников ВЭБ.РФ. В ее компании прежде всего обращают внимание на интересы работников, для чего проводят опросы. Первая wellbeing-программа ВЭБ.РФ была реализована в 2018 году, и ее спортивная составляющая тогда была совсем небольшой. Со временем корпоративному спорту стали уделять больше внимания.
Из новшеств программы – работа с психологом, которая, по соловам Анны Мурашко, пользуется большим спросам. ВЭБ.РФ предлагает экстренную помощь по телефону, и обучение по оказанию психологической помощи прежде всего себе. Также компания организовала марафон рациональному питанию, в котором участвовало 370 человек. Программа включает лекции по финансовой грамотности и работу клубов по интересам. Их, к слову, организуют сами сотрудников, приглашая не лекции знакомых, которые могут поделиться опытом.
Тренируйтесь утром
О проблеме привлечения сотрудников к спортивным мероприятиям рассуждал Дмитрий Крикунов, основатель и генеральный директор компании City Sport. По его словам, самый надежды способ – положиться на лидеров мнения внутри коллектива, которые будут распространять идеи ЗОЖ среди сотрудников. При необходимости, им можно даже доплачивать. Кроме того, стоит выбирать те виды спорта, которые будут интересны и мужчинам, и женщинам. В качестве примера Дмитрий привел падел-теннис: в него играют вчетвером, он прост в освоении, и становится все более модным. «В любом виде спорта самое сложное – привезти сотрудников на площадку в первый раз, – уверен Крикунов. – Поэтому сначала лучше отправиться туда организованно. После того, как сотрудники поймут, что это близко, комфортно и весело, они туда вернутся».
Спикер также опроверг бытующий в Москве тезис о том, что в столице недостаточно инфраструктуры для корпоративного спорта. Он отметил, что большинство компаний ищут площадку в аренду в вечерние часы, а лучше обратить внимание на первую половину дня.
О поиске площадки на бизнес-завтраке рассуждал и сооснователь и исполнительный директор компании Fitmost Денис Ростовский. Он представил маркетплейс спортивных занятий, с помощью которого пользователь покупает единый абонемент и может заниматься у в любом клубе-партнере, подключенном к платформе.
Один из кейсов Fitmost связан с компанией Heineken. Для нее сделали лендинг и подобрали тренировки (причем такие, чтобы они подходили тем, кто работают на производстве). По словам Дениса Ростовского, доля вовлеченности составила 10%. К тому же работодатель получил статистику и теперь знает, кто из сотрудников какие тренировки посещал. Другой пример – это заказ от Bayer. Компания хотела, чтобы их сотрудники познакомились друг с другом. Изначально программа была рассчитана на месяц, но знакомство в хорошем смысле затянулось на полгода. Кроме того, Fitmost работает со страховыми компаниями, чтобы в полис ДМС включал спортивные тренировки. Возможен вариант, при котором сотруднику предлагают выбрать между полисом или спортом.
Также Ростовский предположил, что сотрудникам интереснее заниматься в группах, поэтому программа корпоративного спорта должна формировать комьюнити. Еще одна проблема, которую упомянул эксперт, – это большее количество онлайн-тренировок и вебинаров, за которыми ничего не следует. «Вы объявили неделю здоровья. А дальше что? Нужно это продолжать и развивать», – резюмировал Денис.
Компенсируйте, а не оплачивайте
На бизнес-завтраке прозвучал тезис о бессмысленности покупок абонементов для сотрудников. Такого мнения придерживается Алексей Мирошниченко, начальник управления корпоративной культуры и социальных проектов «Совкомбанка».
По словам Мирошниченко, дополнительно мотивировать заниматься спортом должны турниры и прямые трансляции соревнований. Это возможность не только выступить, но и показать себя другим. Так «Совкомбанк» проводит соревнования по бегу, волейболу и футболу. К слову, футбольный турнир проводят по-серьезному: с участием команд 11 на 11 на большом поле и с осадами. На трибунах собираются 500-600 зрителей, и все это показывают в прямом эфире.
Об участии в чем-то большом и солидном рассуждал заместитель гендиректора по вопросам взаимодействия с органами государственной власти IRONSTAR Сергей Макеенков. Его организация проводит триатлоны, которые интересны представителям крупных российских компаний.
Сергей напомнил, что подготовке к триатлону нужно уделять много времени. Поэтому он предположил, что для работодателей сотрудники, занимающиеся этим видом спорта, – люди с идеальным тайм-менеджментом.
Макеенков привел в пример РЖД. В прошлом году команда привезла на одно из соревнований корпоративное телевидение. Они записали ролик, опубликовали его и получили более 5 млн. Это должно упростить вовлечение новой аудитории в будущем.
Бюджет – 0 рублей
За счет участия в соревнования можно не только повысить лояльность сотрудников. Например, менеджер по внутренним коммуникациям и HR компании «Авито» Кристина Кардава отметила, что для компании и бренда это отличная возможность прорекламировать себя. По ее словам, Avito пытается охватить все направления в сфере корпоративного спорта: проводит онлайн-тренировки в Zoom, формирует команды по игровым видам спорта и даже открыла тренажерные залы во всех офисах компании. Бюджет Avito на программу, Кристина не озвучила, но подчеркнула, что в 2023-м сумма по сравнению с прошлым годом увеличилась вдвое.
Руководитель проектов по внутренним коммуникациям компании «Сегежа групп» Сергей Куксов заявил, что в его компании на корпоративный спорт тратят мало: «Раз в 10 меньше, чем у ВБРР. Руководство пока не понимает, зачем инвестировать больше, если у нас и так сотрудники занимаются спортом». «Сегежа групп» проводит для работников корпоративные спартакиады, турнир «Лесоруб XXI века», дни здоровья и консультации.
В крупных соревнованиях участвуют сотрудники компании «Балтика». Например, была спонсором одного из забегов и разыграла среди работников 300 слотов. Всего же от организации на старт вышло 500 человек. Вложение было небольшим – компания заплатила только за слоты. А собственное мероприятие вообще обошлось бесплатно.
Кроме того, в прошлом году wellbeing-программа поддержки сотрудников включала консультации от психолога, юриста, финансиста и специалиста по ЗОЖ. Ими воспользовались 278 человек. По словам Евгении, интерес к консультациям был очень большой, а на сотрудника компания потратила ₽3500.