Как в России создавали сообщество лыжников-любителей
Текст: Владимир Морозов
В феврале 2020-го начал работу сервис Fischer Athletes. Он позволяет людям из разных городов соревноваться между собой и сравнивать свои результаты со спортсменами-олимпийцами. По итогам бесснежной зимы-2019/20 и во врем пандемии проект получил высокую оценку 13-кратного чемпиона мира Петтера Нортуга и штаб-квартиры крупнейшего производителя лыж.
Конкурентный ход
Лыжами в России занимаются по меньшей мере 1,5 млн человек. В Fischer Athletes в первые полгода зарегистрировалось около тысячи. Показатель на первый взгляд скромный, но для почти не рекламировавшегося сообщества результат неплохой.
Проект работает на базе приложения Strava, которым часто пользуются бегуны, пловцы, велосипедисты, а также триатлонисты. Лыжникам в нем не хватало сводной таблицы, позволяющей сравнивать себя с другими атлетами. Эту нишу и закрывает новый сервис.
К созданию своего сообщества Fisсher подтолкнула конкуренция. Amer Sports после покупки китайскими инвесторами интенсивно продвигает в России торговые марки Salomon и Atomic, например, через местные соревнования. Первым ответным шагом австрийской компании стало создание для участия в этих забегах команды под собственным брендом. Через год появился сервис для лыжников, и это тоже стремление напомнить о себе. Невозможно поддерживать абсолютно все лыжные мероприятия, но можно сделать так, чтобы на них выступали представители комьюнити Fischer.
55,9 тыс. км пробежали спортсмены Fischer Athletes зимой-2020/21
Гонка за звездой
Крупные производители экипировки уже много лет объединяют спортсменов в сообщества. Наибольших успехов достигли приложения adidas и Nike. Их популярность растет в том числе благодаря продуманному маркетингу и привлечению звезд. Скажем, в Nike Running Club можно провести тренировку с Дзюбой. Среди амбассадоров Fischer Athletes – олимпийский чемпион Александр Легков, призеры Игр Иван Алыпов и Алексей Петухов, чемпион мира Сергей Устюгов.
«Российские лыжники и биатлонисты очень открытые, – рассказал запускавший приложение в качестве директора по маркетингу „Fischer Россия“ Роман Чебунин, – особенно если сравнивать их со звездами футбола или хоккея. У Легкова, Устюгова и Шипулина голова болит не только о собственном росте, но и развитии любимого вида спорта в целом, поэтому они с удовольствием согласились принять участие в проекте».
По итогам первого зимнего сезона Александр Легков был лишь на 17-м месте. Позиция в рейтинге определяется по общей дистанции, а у олимпионика оказалось банально меньше забегов, пусть и с лучшей средней скоростью.
Мотивация стать сильнее известного спортсмена не единственная. Победителям различных челленджей полагаются призы. А на некоторых реальных соревнованиях организуют отдельный зачет для пользователей Fischer Athletes.
1637 участников зарегистрировано в клубе Fischer Athletes на платформе Strava
Перспективы роста
Запуск платформы состоялся в неудачное время. Проект заработал в феврале 2020-го, а эта зима выдалась одной из самых бесснежных за последние годы. По данным «Яндекс.Маркет», спрос на лыжи в январе упал на 49% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Затем по всем отраслям ударил коронавирус, и из-за пандемии раньше закрылся сезон в тех регионах, где обычно катаются до середины весны. Но даже в этих обстоятельствах удалось собрать почти тысячу пользователей. Естественно, многие зарегистрировались только из любопытства: в Fischer Athletes говорят о трех сотнях активных пользователей. В основном это молодежь, которой просто так кататься уже скучно. О монетизации речь пока не идет.
Создатели Fischer Athletes за два-три года планировали довести аудиторию сервиса до 50–70 тыс. – и это только в России. Есть предпосылки и для выхода в другие страны. Сервис появился в российском филиале Fischer, пусть и с благословения штаб-квартиры в австрийском Риде. По словам Романа Чебунина, согласование проходило не только из-за субординации, но и из-за желания сразу делать проект глобальным. В перспективе – рейтинги между странами: норвежцы против русских, финны против шведов. Одним из тех, кто высоко оценил сервис, стал Петтер Нортуг – норвежский лыжник, двукратный олимпийский чемпион.
По данным Mediascope, регулярно бегают на лыжах 1,7 млн россиян. При этом сами беговые лыжи есть не только у 23% «спортивных», жителей России, но и у 8% среди тех, кто вообще не занимается спортом
По задумке, Fischer Athletes призван вдохновить лыжников больше заниматься любимым видом спорта. Аудитория проекта пока мала, чтобы говорить об успехе и невероятных перспективах. Но уже впечатляет, что российский филиал огромной международной компании создает то, что способно привнести новизну в весьма консервативную индустрию беговых лыж во всем мире.
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №2 (41) сентябрь 2020