Футбольный клуб «Спартак» (Москва) опубликовал финансовый отчет за три первых года работы на стадионе «Открытие Арена»
Документ охватывает сезоны 2014/15, 2015/16 и 2016/17. Он получил название «Путь к чемпионству», так как именно весной 2017 года «Спартак» впервые за 16 лет выиграл чемпионат России.
Большая часть отчета посвящена спортивным достижением команд клуба (включая дублирующий и молодежный составы) и описанию инфраструктуры (стадион, базы, тренировочные площадки, магазины). А в разделе «Финансы» «Спартак» впервые в истории раскрыл доходную часть бюджета: заработок от реализации билетов и абонементов, VIP-лож, ТВ-прав, от торговых операций, аренды помещений, лицензирования, экскурсионных туров и проектной деятельности.
Согласно отчету, заработок «Спартака» за «золотой» сезон-2016/17 составил ₽1587 млн. Однако в эту сумму не включена прибыль от соглашений со спонсорами и вложения акционеров клуба.
Самая крупная статья доходов из приведенных в отчете – реализация билетов и абонементов. В сезоне-2016/17 она принесла клубу ₽579 млн. Для сравнения, по подсчетам PwC, в том же сезоне 12 сильнейших клубов РФПЛ вместе заработали на билетах и абонементах ₽1960 млн.
В сезоне-2016/17 «Спартак» продал 263 835 билета (лучший результат за четыре года) и 15 972 абонемента.
Еще ₽403 млн. клубу принесли VIP-ложи. В сезоне-2016/17 41 из 48 лож были выкуплены минимум на год.
₽193 млн принесли «Спартаку» ТВ права, ₽43 млн – аренда помещений, ₽20 млн – лицензирование, ₽9 млн – экскурсии по стадиону. Значительный доход в чемпионском сезоне клуб получил от проектной деятельности – ₽135 млн, однако подробности этих проектов не раскрываются.
Кейтеринг
За три года на «Открытие Арене» купили:
37 298 порций кофе
54 689 чашек чая
31 653 бутылок воды
66 249 хот-догов
По большинству статей (кроме лицензирования и аренды помещений) доход «Спартака» в сезоне-2016/17 стал самым высоким за последние четыре года (более старых данных клуб не приводит). Заметно выросла и выручка от торговых операций – со ₽144 млн в сезоне-2015/16 до ₽204 млн в чемпионский год. При этом более половины денег клубу приносят офлайн-магазины, и лишь 22% – интернет-магазин (остальное – предматчевые точки и оптовые поставки).
«Спартак» пообещал регулярно публиковать подобные отчеты. Выход документа о работе в сезоне-2017/18 запланирован на осень 2018 года.