Компания Deloitte выделила шесть ключевых вопросов исследования, которые могут дать представление о потреблении спортивного контента в будущем:
- Как можно описать современного болельщика?
- Какие особенности в восприятии спортивного контента есть у представителей различных поколений?
- Частота использования стриминговых сервисов и перспективы их развития?
- Влияние социальных сетей и спортивных ставок на впечатления и вовлеченность болельщиков?
- Станет ли виртуальная реальность мейнстримом в области просмотра спортивных мероприятий?
- Можно ли совместить классический спорт с VR-технологиями?
- Перспективы развития NFT в спортивной индустрии?
70% опрошенных считают спорт развлечением. При этом участники опроса также отмечают влияние спорта на их отношения с друзьями и родственниками.
Выяснилось, что 68% респондентов проявляют интерес к спорту, так как сами раньше им занимались или продолжают заниматься. Учитывая, что в США количество людей, занимающихся спортом, уменьшается, создается определенный повод для беспокойства о будущем спортивных развлечений в эпоху разнообразия и доступности контента.
По результатам опроса можно сделать вывод, что будущее сферы спортивных развлечение связано с созданием эко-системы digital-решений.
Эффект погружения
Новые технологии и способы потребления развлекательного контента позволяют создать для каждого болельщика иммерсивную спортивную реальность. От одних и тех же медиа разные люди могут испытывать уникальные эмоции и впечатления.
Болельщики смогут сами выбирать:
- Что они хотят (содержание);
- Когда они хотят (время потребления);
- Где они хотят (канал коммуникации);
- С кем они хотят (сообщество);
- Как они хотят (способы получения).
Респонденты видят развитие спортивной индустрии в появлении новых форматов для ставок, в просмотре игр «от первого лица» в режиме виртуальной реальности, в возможности мгновенной покупки уникальных товаров с мероприятий или в обмене комментариями в режиме реального времени с друзьями через социальные сети. Болельщики хотят иметь возможность легко настраивать спортивный контент под себя.
В ходе опроса выявилось шесть ключевых выводов об изменениях спортивной индустрии.
Вывод №1. Поколение Z жаждет социального спортивного опыта
Коммьюнити, социализация и общение являются важными аспектами для представителей данного поколения. Любители спорта поколения Z ничем не отличаются от других болельщиков, когда речь заходит о том, как и с кем они потребляют спортивный контент. Смотрят ли они трансляцию из дома или посещают мероприятия, поколение Z жаждет общения, и это может иметь решающее значение для развития их спортивного интереса.
Большая часть интервьюируемых (61%) отметила, что смотрит трансляции вместе с другими людьми (у поколения Х этот показатель составляет 53% и 48% у «бумеров»). Почти 40% представителей поколения Z с большей вероятностью смотрели бы мероприятие из дома, если бы компанию им составили друзья или близкие. Даже при посещении матчей для поколения Z важно общение с другими людьми/болельщиками, для чего часто используются социальные сети. Четверть участников опроса от данного поколения говорит, что главная причина, по которой им нравится смотреть матчи на стадионах — это возможность провести время вместе с друзьями и семьей.
Одним из ключевых критериев поведения самых юных болельщиков стало установление связей и контактов в социальных сетях со своими кумирами из мира спорта. Почти все представители поколения Z используют социальные сети для просмотра спортивного контента. Интервью спортсменов, публикации в соцсетях – то, что интересно молодой публике. Около 80% поклонников поколения Z следят за профессиональным спортсменом в интернете, что побуждает их смотреть и посещать спортивные мероприятия, в которых участвует кумир. Болельщики также следят за брендами или другими спортсменами, с которыми связан их фаворит.
Вывод №2. Спортивный контент должен иметь больше интерактивных функций, но не мешать просмотру игры
Услуги потокового видео по запросу (SVOD) или стриминговые сервисы очень востребованы среди жителей США. И, хотя кабельное и вещательное телевидение по-прежнему транслируют большинство спортивных соревнований в прямом эфире, услуги потокового видео все больше проникают в индустрию спортивных развлечений. В последнее время наблюдается значительный рост расходов стриминговых платформ на покупку прав спортивных трансляций. При этом сами спортивные организации хотят и дальше монетизировать свои права, расширять охваты и привлекать молодых потребителей.
Было обнаружено, что 30% всех болельщиков за последние 12 месяцев заплатили за подписку на сервис потокового видео для просмотра спорта. Для миллениалов этот показатель составил 46%. При этом болельщики, которые смотрят матчи дома, тратят 22% времени на просмотр потоковых сервисов. 60% времени уделяется использованию традиционных провайдеров (кабельное и спутниковое вещание). Как стримеру выделиться на таком насыщенном рынке?
Более половины респондентов отметили, что SVoD-платформы делают просмотр спортивных событий более интерактивным и персонализированным, чем кабельное или вещательное телевидение. При этом респонденты отмечают следующие преимущества стриминговых сервисов:
- быстрый доступ (42%);
- качество видео (17%);
- возможность просмотра на самых разных устройствах (15%).
Около трети опрошенных, независимо от того, подписаны они в настоящее время на стриминговый сервис или нет, отметили, что нуждаются в дополнительных услугах, таких как:
- статистика и аналитика в режиме реального времени (35%);
- возможность выбора камер (34%).
Другие привлекательные функции включают в себя просмотр игры от «первого лица», сопросмотр с друзьями и семьей, а также закулисный контент от спортсменов. Фрагментарность – основная проблема стриминговых сервисов. Почти половина болельщиков говорят, что интересующие матчи просто не показываются на платформах, а 44% — что им приходится подписываться на слишком много сервисов, чтобы смотреть любимые спортивные соревнования. Болельщики также желают удобства и доступности: большинство опрошенных (59%) говорят, что готовы платить больше за сервис, в котором есть все интересующие их спортивные трансляции.
Вывод №3. Зрители сами создают условия для просмотра дома
Реальность такова, что большинство болельщиков наблюдает за спортивными состязаниями из дома (88% зрителей смотрят прямые трансляции как минимум раз в неделю). Для улучшения качества трансляций сервисы экспериментируют со способами предоставления интерактивного и персонализированного контента. Некоторые платформы предлагают расширенную статистику в режиме реального времени, а также интерактивные повторы и различные варианты показа спортивных мероприятий.
Многие молодые болельщики смотрят трансляции нескольких видов спорта из дома. При этом наличие прямых трансляций по-прежнему является важнейшим фактором для большинства зрителей: 71% всех болельщиков говорит, что прямые трансляции спортивных событий — наиболее часто потребляемый вид контента. Однако для представителей поколения Z и миллениалов этот показатель составляет всего 58%. У них более разнообразный набор любимого контента, который включает в себя хайлайты, клипы, документальные фильмы и видеоролики в социальных сетях, связанные со спортом.
Среди устройств для просмотра спортивных трансляций бессменным лидером является телевизор (так отвечают 74% респондентов), при этом этот показатель ниже для молодых болельщиков (58% для поколения Z и 61% для миллениалов), которые все чаще используют свои мобильные устройства, ноутбуки и планшеты.
Большинство респондентов (77%) говорят, что пользовались хотя бы одной дополнительной опцией в процессе трансляции. Так некоторые зрители отметили, что их интересует:
- просмотр статистики;
- обсуждение в социальных сетях;
- просмотр других игр на отдельном устройстве;
- ставки;
- участие в киберспортивных играх.
Представители старшего поколения отмечают, что не делают ничего из этого списка и фокусируются только на самой трансляции.
Вывод №4. Ставки поднимают интерес к просмотру спортивного контента
Несмотря на то, что беттинг разрешен не на всей территории Соединенных Штатов, ставки на спорт уже довольно популярны среди болельщиков и тем более среди молодежи. 22% любителей спорта (старше 21 года) говорят, что они делали ставки на профессиональные спортивные соревнования в течение последнего года. Для миллениалов и поколения Z этот показатель увеличивается до 30%. В целом, люди, делающие ставки на спорт, как правило, более фанатичны. Из всех участников опроса «ставочники» с большей вероятностью посещали игру лично, покупали спортивные товары/мерч и платили за услуги стримингового сервиса за последние 12 месяцев. 80% игроков на ставках, согласны с тем, что беттинг повышает развлекательную ценность спортивных трансляций.
Интегрируя ставки в сферу спортивных развлечений, важно учитывать мнение тех, кому не интересны ставки на спорт. 66% зрителей, которые не делают ставок, говорят, что им надоело большое количество рекламы беттинговых компаний (этот же показатель у игроков на ставках составляет 48%). Для спортивного сегмента возможным выходом может стать пример Великобритании и некоторых европейских стран, где ставки на спорт уже давно легальны, а количество ограничений на рекламу и спонсорство растет.
Вывод №5. Популяризация VR-технологий
Спорт и виртуальная реальность на первый взгляд кажутся идеальной парой. По оценкам Deloitte, к 2023 году во всем мире будет установлено около 22 млн гарнитур виртуальной реальности. В течение последнего сезона NBA Meta (запрещена в России) предоставила доступ к более чем 50 играм Национальной Баскетбольной Ассоциации в прямом эфире. Однако только пять из них обеспечивали 180-градусный обзор. Лишь 5% всех опрошенных заявили, что использовали виртуальную реальность для просмотра какого-либо спортивного контента за последние 12 месяцев (из поколения Z — 9%, из миллениалов — 7%). Однако определенный интерес есть. Из шести вариантов использования виртуальной реальности, связанных со спортом, примерно 70% представителей поколения Z и миллениалов заинтересовались хотя бы одним из них. Наиболее интересными были игры в виртуальной реальности, связанные со спортом, просмотр спортивных событий в прямом эфире от «первого лица», дистанционное посещение спортивных мероприятий и совместный просмотр событий с друзьями и семьей.
Возможна ли монетизация VR, при условии популяризации технологий дополненной реальности в индустрии спортивных развлечений? Многие болельщики поколения Z готовы платить за использование виртуальной реальности при просмотре спортивного состязания (при условии, что у них есть нужное оборудование). 62% представителей поколения Z и 66% любителей спорта-миллениалов заявили, что готовы платить за просмотр спортивных событий в режиме реального времени от «первого лица» в дополненной реальности. Кроме того, 59% представителей поколения Z и 65% спортивных болельщиков-миллениалов заявили, что готовы заплатить за просмотр спортивного мероприятия в виртуальной реальности с выбранного ими места на стадионе.
Вывод №6. Болельщикам интересна «цифра», если она дает реальные преимущества
За последние несколько лет цифровые активы, такие как токены (NFT) и токены болельщиков (фан-токены), стали для болельщиков новым способом взаимодействия со своими любимыми лигами, командами и игроками. Покупателям билетов предоставляются памятные NFT, создаются рынки для токенов, а NFT все чаще интегрируются в фэнтези-спорт. В последнее время рынок цифровых активов значительно ослаб, и для общения с будущими болельщиками важно понять, смогут ли эти каналы и в будущем оставаться способом взаимодействия с людьми? Как цифровые активы могут способствовать повышению маркетинговой привлекательности сферы спортивных развлечений?
Знакомство с этими цифровыми сертификатами не кажется большой проблемой, особенно для более молодых болельщиков. Около 40% опрошенных из поколения Z и миллениалов заявили, что они хорошо знакомы с использованием NFT и фан-токенов в спорте. Тем не менее, это все еще нишевый рынок: всего около 5% опрошенных спортивных болельщиков заявили, что они взаимодействовали с NFT, связанными со спортом или спортсменами, за последние 12 месяцев. Какую ценность в цифровых активах видят те, кто знаком с NFT? 37% опрошенных, рассматривают NFT в спорте как развлечение, 32% как инвестиции и 24% — как часть болельщицкой субкультуры.
Четкая связь между токенами и определенными преимуществами для болельщика может дать толчок развитию этой индустрии в спорте. Цифровые активы должны предоставлять владельцу дополнительный функционал или коллекционную ценность. 60% спортивных болельщиков заявили, что они, вероятно, приобрели бы токен, если бы была предложена возможность получить места премиум-класса на спортивных состязаниях (при этом почти три четверти опрошенных спортивных болельщиков поколения Z и миллениалов ответили положительно). Другие предложенные преимущества включали в себя бесплатные уникальные товары, возможность выиграть ценные призы или привилегии за участие в командных опросах, а также посещение эксклюзивных мероприятий со спортсменами.
Чего ждать к 2030 году?
На вопрос, как изменится потребление спортивного контента к 2030 году, 67% болельщиков ответили, что трансляции станут более интерактивными, 57% сказали, что контент станет более доступным, а 54% считают, что увеличится качество и повысится интерес к трансляциям. При этом 72% болельщиков считают, что в будущем спортивные трансляции станут дороже.
Наступающая эра иммерсивного спорта предоставит болельщикам более унифицированный и персонализированный контент. Это может привести к необходимости уделять особое внимание новым подходам к созданию, управлению и распространению спортивного контента. Чтобы эта эволюция увенчалась успехом, лиги, команды, спортивные организации, медиа и развлекательные компании должны объединиться для решения этой сложной задачи.