Димитрий Хюйген, директор и член Совета директоров ESSMA, рассказал СБК об эффективном управлении спортивными объектами
ESSMA была учреждена несколько лет назад. Сколько членов сейчас насчитывает ассоциация?
— Сегодня в рядах наших членов более 320 стадионов, а также 18 лиг и федераций.
ESSMA, Европейская Ассоциация Стадионов и Безопасности – некоммерческая организация, объединяющая управляющих спортивных сооружений в Европе и за ее пределами. Дискуссионные площадки Ассоциации и проводимые под ее эгидой специализированные конференции и обучающие семинары по вопросам управления и эксплуатации Стадионов и Арен, обеспечения высочайших стандартов безопасности посетителей позволяют ее членам и партнерам делиться последними ноу-хау и обмениваться накопленным опытом.
Сколько мероприятий вам удалось провести за последние 2-3 года?
— В 2015 году мы провели первый саммит ESSMA на «Альянц Арене» в Мюнхене, где мы собрали 220 профессионалов, работающих на стадионах. После этого мы организовали несколько стадионных туров (по французским аренам в преддверии Евро-2016, по тренировочным центрам и т.д.), а также воркшопы. В начале 2016 года мы провели саммит ESSMA в Бильбао, специальный семинар, посвященный девелопменту стадионов, ряд сессий и 12 воркшопов по стадионной тематике.
Помимо этого мы провели 4 воркшопа по следующим направлениям:
– Организация и управление безопасностью – Mercedes-Benz Arena (Штутгарт);
– Управление стадионами – Emirates Stadium (Лондон);
– Укладка газонов – Clairefontaine & Stade de France (Париж);
– Развлечение болельщиков – Mestalla Stadium (Валенсия).
Также мы организовали 2 тура:
– Тур по небольшим и средним стадионам Австрии, Швейцарии и Венгрии;
– Развлекательный тур для болельщиков в Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Лас-Вегас.
Каковы цели ESSMA на следующий год и в долгосрочной перспективе?
— Мы намерены и в дальнейшем развивать платформу наших знаний для того, чтобы оказывать нашим членам высококачественную поддержку.
Какие новейшие технологические тренды в области управления стадионами и аренами Вы как эксперт можете обозначить?
— Вне всякого сомнения, продолжится тренд «интегрированных» стадионов. Интеграция полезна само по себе, но главное в том, что это предлагает целый мир возможностей, упрощающих процесс посещения стадионов болельщиками.
Полагаясь на свой опыт, могли бы Вы выдать несколько рекомендаций по поводу того, как сделать стадионы более прибыльными? Какие нестандартные источники доходов Вы хотели бы отметить?
— Если строго придерживаться новых технологий, то можно увидеть целый ряд новых возможностей. Технологии позволяют собирать базу данных по болельщикам, на основании которой можно увидеть, кто именно в данный момент проходит на стадион и, что более важно, каковы его предпочтения и интересы. Комплексный подход позволяет не только удовлетворить потребности болельщика как клиента, но также и приносит стадиону дополнительную прибыль. Более того, особую важность набирает индустрия гостеприимства, поскольку она тоже является важным генератором прибыли. Также есть ряд и более «мелких» инициатив, позволяющих зарабатывать дополнительные деньги. К примеру, сегодня существует возможность осуществлять рассылку специальных предложений по смартфонам, стимулирующих продажи еды и напитков.
Вы можете назвать наиболее прибыльные стадионы в Европе? Каким образом им удалось этого достигнуть?
— Emirates Stadium в Лондоне можно рассматривать как образец эффективного девелопмента и управления. Этот стадион частично финансируется за счет сделки по неймингу (100 млн фунтов стерлингов за 15 лет) и при этом является «домом» не только для ФК «Арсенал», но эксплуатируется все 365 дней в году. 7 000 VIP-мест на трибунах этого стадиона приносят прибыль, превышающую совокупную выручку стадиона Highbury. Опубликованный недавно компанией Deloitte отчет «Лига футбольных денег» указывает, что даже через 10 лет Emirates Stadium будет удерживать 1-е место, генерируя рекордные объемы продаж в день проведения матча (match day) среди 20 самых богатых клубов Европы. В 2015 году клуб заработал 132 млн евро именно на проведении различных активностей в match day, а это составляет 30% от его общего объема продаж. (Источник: Deloitte – Football Money League 2016).
Сколько представителей из России сегодня входят в состав ESSMA? Что они получают от этого членства?
— В настоящий момент у нас 8 членов из России: ФК «Локомотив» (Москва), ФК «Зенит», ВТБ Арена, Ахмат Арена, ФК «Спартак» (Москва), Арена Химки, ФК «Анжи» и ЦСКА (Москва).