Полный разбор хитрой схемы распределения призовых в футбольных еврокубках и подсчет прибыли российских участников
Еврокубковый сезон подошел к концу. Лигу Европы УЕФА выиграл «Манчестер Юнайтед», Лигу чемпионов – «Реал Мадрид», который в августе стал обладателем и Суперкубка Европы.
Для участников турниров под эгидой Европейского союза футбольных ассоциаций (УЕФА), а это 80 клубов, если не считать тех, кто вылетел в предварительных раундах, еврокубки – не только престиж, но и источник дополнительного заработка. Большую часть прибыли УЕФА пускает именно на призовые. Система их распределения запутана, зато позволяет с одной стороны учесть не только спортивные результаты, но и вклад каждого участника в маркетинговую привлекательность турнира, а с другой – избежать сильных перекосов и поощрить даже маленькие клубы.
СБК наглядно разобрал денежные потоки Лиги чемпионов и Лиги Европы и прикинул, какие суммы заработали в еврокубках сезона-2016/17 российские команды: ЦСКА, «Ростов», «Зенит» и «Краснодар».
Бюджет
В нынешнем сезоне доходы УЕФА от проведения еврокубков чуть-чуть снизились, так что сократилась и сумма, которую союз выделил на призовые клубам – с €1,756 млрд до €1,719 млрд. Второй раз эти деньги делятся между участниками двух турниров с фиксированным коэффициентом – 3,3 к 1 в пользу Лиги чемпионов. Раньше, когда доходы считались отдельно, Лиге Европы доставалось меньше – около 19% от общей суммы.
И в Лиге чемпионов и в Лиге Европы 60% призовых распределяются в строгом соответствии со спортивными результатами, а 40% уходят в так называемый маркетинговый пул. Средства из него делятся по хитрой схеме. Во-первых, они распределяются по странам, чьи клубы представлены на групповом этапе каждого еврокубка, в зависимости от удельного веса конкретного телевизионного рынка. А во-вторых, уже внутри страны, между этими самыми клубами в зависимости от их места в национальном чемпионате и успехов в Лиге чемпионов или Лиге Европы.
В отличие от фиксированных выплат за результаты, «маркетинговые» призовые невозможно рассчитать точно самостоятельно, а УЕФА итоговые суммы опубликует только осенью. Но можно предположить, сколько денег достанется российским клубам, опираясь на данные прошлых сезонов.
Но начнем со «спортивных» призовых
Лига чемпионов
В Лиге чемпионов за один только факт участия в групповом этапе каждый клуб получает €12,7 млн. (В том числе поэтому борьба ЦСКА и «Зенита» за вторую путевку в турнир на финише только что закончившегося чемпионата России была особенно остра. Бронзовый призер РФПЛ по итогам этого сезона попадает в Лигу Европы, где доходы существенно ниже, а для ЦСКА еврокубковые призовые – одна из важнейших статей бюджета.)
Каждый матч в группе Лиги чемпионов «стоит» €1,5 млн – именно такую сумму получает на свой счет победитель. В случае ничьей обе команды становятся богаче на €0,5 млн, а «сэкономленные» €500 тыс. уходят в дополнительный призовой фонд – его распределяют позже пропорционально количеству одержанных побед. В плей-офф клубы получают фиксированную сумму за проход в каждую следующую стадию: от €6 млн – за 1/8 финала, €6,5 млн – за 1/4 финала до €7,5 млн – за полуфинал. Финалист турнира зарабатывает еще €11 млн, а победитель Лиги чемпионов – €15,5 млн. Таким образом максимальные «спортивные» доходы одного клуба (в случае шести побед в группе и итогового триумфа) – €57,2 млн. А если эта команда попала в основную сетку через квалификацию, то €59,2 млн.
В сезоне-2016/17 ЦСКА выступил в Лиге чемпионов неудачно – всего три ничьих (€1,5 млн), четвертое место в группе и вылет из еврокубков. Таким образом, за достижения на поле армейцы получили €14,2 млн.
«Ростов» в группе одержал победу над «Баварией» (€1,5 млн гарантированных призовых плюс €0,23 млн «ничейных») и дважды сыграл вничью (€1 млн). Кроме того, перед этим он преодолел последний отборочный раунд, а это еще €2 млн. Итого €17,43 млн.
Лига Европы
В Лиге Европы каждый клуб за попадание в групповой турнир получает по €2,6 млн. Каждая победа стоит €360 тыс., ничья – €120 тыс. (разница также отправляется в общий котел). Плюс предусмотрены бонусы: €1,1 млн за первое место в группе и €800 тыс. – за второе. Далее премируется проход по сетке плей-офф: 1/16 финала – €500 тыс., 1/8 финала – €750 тыс., 1/4 финала – €1 млн, полуфинал – €1,6 млн. Победитель турнира становится богаче на €6,5 млн, финалист – на €3,5 млн.
«Зенит» одержал в группе пять побед, занял первое место, но сразу уступил в плей-офф «Андерлехту». Эти результаты принесли питерскому клубу €5,7 млн.
Две победы и одна ничья и второе место на групповом этапе принесли «Краснодару» €1,22 млн, выход в 1/8 финала – €1,25 млн. С учетом призовых за участие получилось €5,07 млн.
Успел заработать в Лиге Европы и «Ростов». В 1/16 финала он попал из Лиги чемпионов. С учетом победы над «Аяксом» и прохода в следующий раунд (где ростовчане уступили будущему победителю турнира – «Манчестер Юнайтед») клуб получит €1,25 млн.
Маркетинговый пул
В сезоне-2014/15, когда в Лиге чемпионов оба российских клуба также не вышли из группы, на их долю выпало 2,75% маркетингового пула турнира. При сохранении этого показателя, ЦСКА и «Ростов» разделят €22,05 млн. Половина из них распределяются в зависимости от результатов в чемпионате России сезона-2015/16 (55 на 45 в пользу ЦСКА), половина – в зависимости от проведенных матчей (50 на 50). Таким образом, по этой статье армейцам должно достаться €7,32 млн, «Ростову» – €6,62 млн.
В Лиге Европы определенная часть маркетингового пула выделяется участникам каждой конкретной стадии турнира. Российские клубы продвинулись не очень далеко, так что не могут рассчитывать примерно на €5 млн на всех. Большую часть заберет «Ростов» – и за выход в 1/8, и за наилучший результат в предыдущем чемпионате России (здесь распределение аналогично Лиге чемпионов). За счет этой же части «Зенит» обойдет «Краснодар», который продвинулся по сетку турнира дальше. Зато из «спортивной» части южному клубу достанется почти половина. Итого маркетинг Лиги Европы принесет, по оценке СБК, «Ростову» – €2,13 млн, «Зениту» – €1,9 млн, «Краснодару» – €1,55 млн.